Бизнес-интегратор собрал клиентов на Мальте, чтобы рассказать о новых тенденциях рынка и о своей реакции на них

Российский рынок информационных технологий переживает сейчас небывалый подъем, находящийся в вопиющем контрасте со столь же глубоким спадом в этой отрасли в мировом масштабе. Нет ни одной оценки российского ИТ-рынка, указывающей на темп его роста ниже 20-40% в год. По прогнозу исследовательской компании Branswick, к 2010 г. продажи ИТ-услуг и продуктов дадут не менее 2% ВВП нашей страны против теперешних 0,5%.

Феликс Гликман, президент TopS BI

Желая ухватить за хвост эту сверкающую жар-птицу, отечественные ИТ-компании ищут новые способы обслуживания российских промышленных и торговых предприятий, стремящихся получить все большую бизнес-отдачу от своей компьютерной инфраструктуры. Если пару лет назад предприятия довольствовались только созданием корпоративных сетей, то теперь они разбогатели и все яснее понимают необходимость развертывания сложных информационных комплексов, включающих системы классов MRP или ERP, средства электронной коммерции и поддержки отношений с клиентами (CRM), корпоративные порталы и пр.

В этой связи более трети российских предприятий планируют увеличение расходов на ИТ на 22% в 2001 г. по сравнению с 2000 г. (на 50% - в 2004 г.), а системные интеграторы дополняют свой традиционный набор услуг бизнес-ориентированными сервисами, наподобие стратегического и HR-консалтинга.

Одним из передовиков этого нового фронта стала компания TopS, объединившаяся недавно с тремя своими близкими партнерами в группу TopS Business Integrator (TopS BI). В конце ноября она собрала на Мальте своих клиентов на корпоративную конференцию, призванную объяснить им новую идеологию фирмы, а также познакомить со своими наработками в области автоматизации бизнеса. Помимо прочего (в том числе и насыщенной культурной программы с осмотром достопримечательностей мальтийского архипелага) клиенты получили возможность провести переговоры с ведущими менеджерами Tops BI по наиболее волнующим их вопросам взаимодействия с этой компанией.

Бизнес-интегратор: спрос на рынке

Конференция началась с выступления президента TopS BI Феликса Гликмана, который обрисовал ситуацию на рынке и причины, побудившие группу осуществить реорганизацию. В частности, он привел данные исследовательской фирмы Branswick, предсказывающей 15-процентный ежегодный рост PC-рынка, 39-процентный рост в сфере систем корпоративного управления и 100-процентный рост рынка электронной коммерции. “Эти данные показывают тенденцию спроса, и мы, естественно, должны учитывать ее в своей стратегии”, - заявил он.

В средние века землю на каменистую Мальту

привозили на кораблях. И вот что в итоге получилось+

TopS BI предполагает двигаться даже более широким фронтом - факт, отраженный в ее новом названии. Термин “бизнес-интегратор” означает, что фирма предоставляет комплексный набор услуг по совершенствованию бизнес-процессов заказчиков с помощью информационных технологий. “Разница между системным интегратором и бизнес-интегратором состоит в том, что первый из них имеет стандартный набор методик, приемов и решений и применяет их, не учитывая специфику бизнеса и ментальность клиента. Второй же начинает именно с изучения этих особенностей и смотрит, как подстроить свои методики под эту специфику, - продолжил г-н Гликман. - Рынок созрел для потребления услуг бизнес-интегратора. Однако системные интеграторы оказались не готовы эти услуги предоставлять. Причем не содержательно, а чисто масштабно. Мы долго твердили, что клиенты должны обращать внимание на решение бизнес-задач, и клиенты это услышали.

Но десять лет рынок действовал иным образом - через массовые закупки PC, малопонятные тендеры - и системные интеграторы тратили средства на свое развитие по остаточному принципу. Например, общая численность специалистов, работающих в компаниях - системных интеграторах, меньше числа занятых в департаменте автоматизации ВАЗ. Дело, конечно, не в численности, но это сравнение - показательно. Мы развиваемся, но если в стране проживает полторы сотни миллионов человек, то десяти интеграторов для нее мало. К счастью, сейчас ситуация рыночная, и если есть спрос, то появится и предложение. Цель нашей компании - стать лидером этого развития, поэтому мы усиливаем направления, связанные с оптимизацией и автоматизацией бизнес-процессов клиентов”.

В итоге TopS BI планирует сфокусироваться на предоставлении услуг четырех базовых классов:

- традиционная системная интеграция (проектирование и внедрение корпоративной ИТ-инфраструктуры);

- внедрение бизнес-приложений (ERP-системы Baan и Oracle Applications, CRM-системы фирмы Remedy, системы электронного бизнеса, системы управления документами и знаниями фирмы Documentum, САПРы Unigraphics);

- бизнес-консалтинг, включающий стратегический, операционный и ИТ-консалтинг;

- бизнес-обучение на базе учебного центра TradeLine, вошедшего в группу, по темам управления проектами и подготовка предприятий к внедрению ИС.

Этот набор услуг поддерживается сильным региональным присутствием - у группы есть филиалы в трех промышленно развитых регионах (Волгоград, Тольятти и Республика Саха), а также опыт ведения проектов в других частях страны. Как и большинство других системных интеграторов, существенная доля (до 40%) дохода TopS BI приходится на маржу от продажи оборудования; на консалтинг и услуги внедрения - соответственно 10 и 50%. В дальнейшем, однако, доля дохода, формируемая за счет продаж оборудования, должна сокращаться.

Бизнес-интеграция на практике

Показателен был состав участников конференции TopS BI: более половины присутствующих - руководители компаний и бизнес-департаментов, наделенные полномочиями оценивать полезность ИТ-систем, закупать и развертывать их для ведения бизнеса, и лишь 40% - ИТ-директора. По словам Бориса Коновалова, вице-президента группы TopS BI, этот факт отражает новые реалии ИТ-рынка - бизнес-подразделения становятся основным заказчиком на предприятиях. Хотя во многих случаях меняется функция и ИТ-службы, которая оказывается в фирмах “важным центром ответственности”, предлагающим руководству кардинально новые способы оптимизации бизнеса. Поэтому одной из главных тем конференции были сообщения о проектах, которые TopS BI вела в последние годы, о причинах их успехов и неудач.

Артем Тихонов, другой вице-президент группы TopS BI, рассказал об автоматизации крупнейшего автомобильного завода страны - АвтоВАЗа. Сейчас на предприятии развертываются два решения на базе ПО Oracle eBusiness Suite.

Первое решение - это система управления предприятием, призванная охватить все виды деятельности (сбор данных, управление цепочкой поставок, производством, маркетингом и отношениями с клиентами), обеспечив информационной поддержкой процесс принятия управленческих решений. Эта бэк-офисная ИС будет интегрирована с фронт-офисной системой электронного бизнеса, обеспечивающей интерактивное взаимодействие производителя и дилера и уже введенной в пробную эксплуатацию. Она должна повысить эффективность реализации автомобилей через дилерскую сеть.

Участники конференции смогли познакомиться

не только с решениями TopS BI, но и с островом

Гоза - вторым островом мальтийского архипелага

Через Интернет дилер может размещать в ИС заявки и отчеты, получать оперативную информацию о ходе исполнения заявок, отслеживать динамику отгрузки автомобилей в режиме реального времени, просматривать базы данных завода в поисках новых цен, скидок, условий доплат на комплектацию, квот. Системой обеспечивается регистрация продаж и всех товаросопроводительных документов, а также экспорт данных в локальную ИС самого дилера.

Сегодня к этой системе уже подключены 50 дилеров АвтоВАЗа, находящихся в г. Тольятти. Основная проблема, с которой столкнулось предприятие, - это низкая компьютерная грамотность некоторых партнеров. Тем не менее уже в следующем году АвтоВАЗ собирается подключить к ИС всех дилеров, сделав это подключение обязательным требованием сертификации. Причина подобного шага понятна - АвтоВАЗу необходимо увеличить гибкость планирования производства, сократить сроки исполнения заявок, чего сложно добиться без замены бумажного документооборота на электронный с обеспечением функциональных служб оперативной и достоверной информацией по текущим и ожидаемым продажам.

О другом направлении деятельности TopS BI рассказал Андрей Крылович, директор департамента корпоративных информационных систем. Напомним, что TopS BI внедряет ERP-системы Baan и Oracle Applications. Однако суть ее стратегии - предложение не конкретной системы, а ноу-хау: TopS BI пытается сформировать у заказчика необходимую и достаточную информационную модель управления бизнесом для принятия качественных управленческих решений.

На начальных этапах определяются границы проекта, выявляются критические факторы успеха предприятия и показатели его деятельности. Затем формируются стандарты работы через формализованное описание бизнес-функций, процессов, ролей и процедур с соответствующим отображением их в информационной модели предприятия. Все это - прерогатива компаний - бизнес-консультантов, но, по словам г-на Крыловича, TopS BI вынуждена этим заниматься, так как в противном случае не будут ясны критерии перестройки бизнеса.

На сегодняшний день департамент провел бизнес-анализ и внедрил ИС (в форме законченных или пилотных проектов) более чем на десяти предприятиях, включая Нижнегорский химико-фармацевтический завод (“Нижфарм”), Балтийский завод (С.-Петербург), Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КНААПО).

В наиболее законченном виде находится проект на “Нижфарме”, где была внедрена EPR-система Baan. Цикл работ включал моделирование и описание бизнес-процессов, выверку нормативной базы, обучение и сдачу ИС в опытную эксплуатацию. К началу следующего года должна начаться промышленная эксплуатация контуров управления сбытом, производством, снабжением, запасами, расчетов с кредиторами и калькуляции нормативной себестоимости.

Леонид Новомлинский, директор департамента электронного бизнеса, рассказал об использовании систем электронной коммерции (ЭК). По его словам, любой владелец компании, внедряющей ЭК, должен отвечать на следующие вопросы: зачем это нужно? что и как делать? во что это обойдется? Ответы на первый вопрос позволяют осознать цели и задачи, на второй - подсчитать с бизнес-схемой и сформировать ТЗ, а на третий - определить затраты человеческих, временных и финансовых ресурсов. Возможными задачами систем ЭК могут быть снижение затрат, уменьшение операционных издержек, расширение каналов сбыта и увеличение продаж, улучшение качества обслуживания клиентов и пр. Наиболее реальные цели - ускорение транзакций и снижение их стоимости. При торговле некоторыми типами товаров Интернет-коммерция помогает также увеличить объемы бизнеса как за счет прямых продаж через Интернет (на 5%), так и косвенного стимулирования офлайновых продаж (на 3-4%). Однако добиться этих целей за счет ЭК может только компания, завершившая внутреннюю автоматизацию.

На конференции в качестве примера была рассмотрена созданная TopS BI система Интернет-торговли российского подразделения компании Sony (www.sonystyle.ru) - полностью интегрированная со складскими, банковскими и бухгалтерскими ИС, а также с ИС служб доставки. В результате клиентские транзакции проходят совершенно автоматически, требуя участия лишь одного сотрудника, занимающегося их подтверждением. Sony, вложившая (как сообщалось ранее) в систему 250 тыс. долл., намерена была активно ее продвигать, доведя продажи через Интернет до 25%. Однако это привело к конфликту с традиционным каналом сбыта, не желавшим терять прибыль, и фирма была вынуждена свернуть свои планы в этой области. Сейчас на базе Sonystyle.ru развивается другой проект - клуб покупателей Sony Club.

Итоги

На конференции было сделано много других докладов, останавливаться на которых подробно просто нет места. Например, рассказали о своих технологиях вендоры - Hewlett-Packard, Compaq, Baan и др. Крайне интересным мне показался доклад Марины Пчелкиной, ведущего консультанта TopS BI, посвященный рекомендуемой Tops методике организации процесса внедрения ИС.

В целом конференция оказалась очень содержательной и, судя по всему, не только для меня, но и для ее основных участников - клиентов. В частных разговорах многие из тех, кто до этого только приобретал у TopS оборудование, выражали намерение расширить это сотрудничество, воспользовавшись другими предложениями компании, такими, как консалтинг по формализации бизнес-процессов, обучение и внедрение.

Версия для печати