БИЗНЕС

Российский бизнес Logitech растет в 10 раз быстрее общемирового

Менеджер Logitech по Восточной Европе Катарина Тарманн-Дрешер (этот пост она занимает около пяти лет) приезжает в Россию примерно раз в год. А в ноябре 2001-го она покинула пределы Москвы и отправилась в далекий и загадочный Екатеринбург, где дистрибьюторская компания “Алион” (www.alion.ru) проводила свой первый многовендорный бизнес-тур.

Катарина Тарманн-Дрешер:

“Сейчас уже мало кто помнит, что первые мыши Logitech

были сделаны из дерева и имели лишь одну кнопку”

Вернувшись в столицу, г-жа Тарманн-Дрешер сообщила, что была потрясена не только гостеприимством уральцев, но и тем, что уровень компьютерных магазинов Екатеринбурга (качество выкладки товара, квалификация продавцов, ассортимент и т. д.) ничуть не уступает европейскому, а в чем-то даже превосходит его. Сравнивать есть с чем: по подсчетам производителя, товары Logitech (www.logitech.com) продаются не менее чем в 50 тыс. компьютерных салонов, разбросанных по сотне с лишним стран.

Интересно отметить, что менеджеры екатеринбургских фирм не жаловались на недостаток рекламных буклетов и прочей “завлекаловки” (стандартная претензия “регионалов” к вендорам и дистрибьюторам), а все их многочисленные вопросы носили преимущественно технический характер. За исключением одного: “Почему продукция Logitech несколько дороже, чем аналогичные по назначению товары других фирм?”. На что Катарина - да простят меня менеджеры прочих компаний! - неизменно отвечала: “Потому что она более качественна, имеет великолепный дизайн и обеспечена пятилетней гарантией. Недаром нашими OEM-партнерами являются такие ИТ-гиганты, как Compaq, HP, Toshiba, Fujitsu Siemens Computers и т. д.”.

Здесь необходимо пояснить, что продукция Logitech попадает к пользователям тремя путями: в виде “коробочных” продуктов, маркированных “трехпалым” цветным логотипом швейцарской фирмы, в виде OEM-товаров, предназначенных для локальных сборщиков и отмеченных черным логотипом, а также в виде изделий, украшенных торговыми марками мировых лидеров. В мировом масштабе доля продуктов, ориентированных на розничные каналы сбыта, в общем объеме бизнеса Logitech постоянно растет. Так, в IV квартале 2001 финансового года (он закончился 31 марта) 83% оборота швейцарской фирмы пришлось на продукты в розничной упаковке и лишь 17% - на OEM-товары. Для России это соотношение выглядит иначе: в нашей стране товаров с черным логотипом Logitech продается больше, чем с цветным. Причина данного явления проста: OEM-товары существенно дешевле “коробочных”. Однако потребитель должен знать: за гарантийное обслуживание устройств с цветным логотипом отвечает Logitech, а в случае претензий к изделию с черной маркировкой следует обращаться к тому, кто собрал компьютер.

На вопрос, пользуется ли качественная продукция спросом у россиян, Катарина Тарманн-Дрешер отвечает утвердительно. И в доказательство приводит такие факты: “Во II квартале этого года (апрель - июнь) российский оборот Logitech превысил показатель того же квартала минувшего года на 330%, в III квартале - на 217%. Думаю, что показатели роста за октябрь - декабрь будут столь же высоки, ведь несмотря на то, что мы присутствуем в России с 1996 г., серьезная работа с каналом сбыта началась у нас только сейчас”.

В то же время общемировые показатели роста бизнеса Logitech хотя и выше средних по ИТ-индустрии, но значительно скромнее. Так, в 2001 финансовом году Logitech выпустила 87 млн. устройств (в том числе 30 млн. - с собственным логотипом) на общую сумму 761 млн. долл. Это на 24% превышает оборот 2000 финансового года. При этом прирост прибыли составил 61%.

Высокие общемировые темпы роста Logitech обусловлены не столько ростом спроса на мыши (для некоторых игроманов это периферийное устройство является расходным материалом и служит не дольше картриджа к струйному принтеру), сколько тем, что швейцарская фирма - 11 октября ей исполнилось ровно 20 лет - активно осваивает смежные сегменты рынка и сейчас делает акцент не на пропаганду “привязанных” к компьютеру мышей и клавиатур, а на продвижение беспроводных устройств (первый прибор такого рода был выпущен 10 лет назад), “продвинутых” игровых манипуляторов, акустических систем, Интернет-камер и ряда других изделий (см. PC Week/RE, № 38/2001, с. 15).

Так, к предстоящему рождественскому пику продаж Logitech подготовила миниатюрные “небьющиеся” оптические мыши для блокнотных ПК (с разрешением 800 точек на дюйм), комплект элегантных и практичных устройств беспроводного ввода для настольных машин (мышь и клавиатура с дополнительными клавишами для Интернет-навигации), интерактивный (чувствительный к неровностям дороги) игровой руль, а также устройство ClickSmart 510, представляющее собой гибрид Интернет-камеры и цифрового фотоаппарата с разрешением 640х480 пикселов (от своей предшественницы ClickSmart 310 новинка отличается наличием вспышки и съемного блока памяти емкостью 8 Мб).

Катарина мечтает, чтобы коробки с цветными “трехпалыми” логотипами стояли на полках всех региональных магазинов, а большинство собираемых в нашей стране компьютеров было укомплектовано OEM-продуктами Logitech. Но на пути осуществления этой мечты есть досадное препятствие: швейцарская фирма, как ни странно, до сих пор не имеет русскоязычной версии своего сайта. И дело даже не в том, что Интернет-ресурс www.logitech. ru принадлежит ушлым “коллекционерам”, делающим бизнес на продаже доменных имен (в конце концов название можно чуть-чуть изменить), а в том, что руки никак не доходят до локализации контента и его “привязки к местности”. Так что если вы слабо знаете английский язык, но интересуетесь техническими и финансовыми подробностями, довольствуйтесь сведениями, выложенными на сайтах партнеров: в нашей стране Logitech имеет трех дистрибьюторов по OEM-продуктам и четырех - по розничным товарам.

Об организаторах екатеринбургского бизнес-тура г-жа Тарманн-Дрешер отзывается очень тепло: на протяжении последних пяти кварталов “Алион” (дистрибьютор Logitech с 1997 г.) удерживает первое место по продажам “коробочных” изделий швейцарской фирмы. “Розничные продажи в экономически развитых регионах и, в частности, в Екатеринбурге развиваются очень бурно, - отмечает директор по маркетингу “Алиона” Евгений Полоновский. - Времена, когда товары в основном приобретались в полуподвальных офисах, похоже, уходят в прошлое. Появляются не только компьютерные секции в универмагах, но и отдельно стоящие магазины. Все это означает, что и в регионах люди стали обращать внимание не только на цену товара, но и на его качество, а также уровень пред- и послепродажного сервиса”.

Версия для печати