B2B // СТАНДАРТЫ

Консорциум BIC вырабатывает межотраслевой стандарт на XML-коммуникации

Рене Буше Фергюсон

Большинство зрелых отраслей имеют набор стандартов и правил поведения, которых придерживаются все принадлежащие к ним компании. Есть попытки создать подобный стандарт и для архитектур электронной коммерции типа бизнес - бизнес (B2B). Этим занимается Консорциум Интернет-бизнеса (Business Internet Consortium, BIC), сформированный год назад фирмами Intel, Hewlett-Packard, SAP AG, Ford Motor и Pennzoil-Quaker State и др. Его участники надеются, что результаты их труда пригодятся фирмам, планирующим внедрять или уже внедряющим B2B-системы.

Некоторые отрасли уже создали или создают XML-стандарты, ориентированные на вертикальные сегменты рынка (в электронной индустрии, например, реализуется проект RosettaNet, а в химической - Chemical Industry Data Exchange, или CIDX), однако об универсальном способе взаимодействия пока остается только мечтать. По оценке рабочей группы по конвергенции диалектов XML, функционирующей под эгидой BIC, нужна такая архитектура интеграции B2B, которая охватывала бы все отрасли. С нетерпением ждет такой архитектуры и бизнес.

По словам Эрика Гринфидера, менеджера по НИОКР и технологиям корпорации BASF (Маунт-Олив, шт. Нью-Джерси), наладить взаимодействие электронных систем на основе одного четко описанного стандарта транзакций нелегко даже в пределах одной отрасли. “Когда дело доходит до попыток связать системы, построенные на базе различных стандартов, - отмечает Гринфидер, - то просто волосы встают дыбом. Как было бы здорово, если бы все опирались пусть даже не на единый стандарт, а хотя бы на сходные правила документооборота. Это намного облегчило бы работу и обеспечило лучшую интеграцию”.

В октябре прошлого года консорциум BIC опубликовал проект концептуальной модели высокого уровня по B2B-интеграции (High-Level Conceptual Model for B2B Integration), представляющий собой руководство по ведению электронной коммерции и ее техническим аспектам. Этот проект предлагает схему построения ИС, состоящую из двух концептуальных моделей: технической и бизнес-модели. Первая из них строится на основе второй и охватывает протоколы и инструментарий. Концептуальная бизнес-модель в свою очередь описывает такие аспекты, как формат данных, их структура, определение и координация работ.

Новая схема закладывает также основу для сбора потребительских требований к системам B2B и анализа результатов их внедрения. ИТ-менеджеры получают алгоритм, описывающий, как выявлять недостатки предлагаемого перечня требований и архитектуры. Обнаружив подобные недоработки, менеджеры могут сообщить о них в органы стандартизации B2B, что позволит этим органам улучшить последующие спецификации.

В феврале группа конвергенции XML намерена начать консультации с основными органами стандартизации - OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards - организация развития стандартов структурированной информации), UN/CEFACT (United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business - Центр упрощения торговли и электронного бизнеса Организации Объединенных Наций) и W3C (World Wide Web Consortium - консорциум Всемирной паутины). Целью запланированных встреч руководство BIC считает налаживание сотрудничества со всеми этими организациями.

“Мы хотим воздействовать на органы стандартизации и попытаться выработать своего рода наметки для перехода от своей модели к их стандартам, - говорит Стив Агрителли, менеджер исследовательского центра распределенных систем Intel Distributed Systems Lab (Санта-Клара, шт. Калифорния). - Мы надеемся реализовать эти планы в течение полутора-двух лет. Разработкой модели завершился первый этап нашей работы. Теперь начинается самое интересное. И главное здесь - донести наше видение путей решения проблемы до органов стандартизации”.

Сейчас BIC ищет возможности влиять на стандарты Web-сервисов - выполнение этой задачи рассматривается как второй этап проекта.

Однако проблемой интеграции B2B и Web-услуг занимается не только BIC. Над всеобъемлющей архитектурой электронного бизнеса трудятся, в частности OASIS и UN/CEFACT, которые активно разрабатывают архитектуру ebXML (XML для электронного бизнеса). Используя XML в качестве основы для своих моделей, обе группы собираются охватить все области электронной коммерции, включая сетевое взаимодействие компаний с индивидуальными потребителями.

На следующем этапе разработчики собираются заняться проблемами подключения унаследованных приложений и описать порядок их взаимодействия с Web-сервисами. По словам главного научного специалиста корпорации Iona Software Клауса Нуджока, который возглавляет UN/CEFACT, обе группы рассчитывают завершить работу на этими проектами к концу текущего года.

Над решением сходных проблем работает и консорциум W3C, создавший в свое время стандарт XML 1.0. Его комитет по Web-сервисам (Web Services Committee) занят созданием единой архитектуры, призванной охватить все Web-сервисы. В решении этой задачи W3C готов активно сотрудничать с OASIS и UN/CEFACT.

И все же, как считает директор по контентным технологиям фирмы Interwoven (Саннивейл, шт. Калифорния) Марк Хейл, получить все компоненты такой архитектуры бизнес не сможет еще по меньшей мере два года. “Я постоянно рекомендую компаниям уделять основное внимание текущим проблемам”, - признается он.

Что же касается Гринфидера из BASF, то он рад уже тому, что процесс объединения стандартов сдвинулся с места. “Я готов аплодировать любому, кто пытается преодолеть инерцию и дать импульс разработке межотраслевых стандартов”, - говорит этот специалист.

Версия для печати