УСЛУГИ

Мы часто слышим сетования на то, что аутсорсинг ИТ-услуг развивается в России крайне медленно. Казалось бы, еще хуже должно обстоять дело с аутсорсингом бизнес-процессов (Business Process Outsorcing, BPO), который и в Западной Европе пробивает себе дорогу с немалым трудом (см. PC Week/RE, N 21/ 2003, с. 32). Выяснилось, однако, что, не особо афишируя свою деятельность, с 1994 г. довольно успешно подобные услуги предоставляет в России американская частная компания InterComp Technologies (www.intercomp.ru), имеющая офисы в Москве и Санкт-Петербурге. Она берет на себя ведение бухгалтерии, расчет заработной платы и кадровое администрирование в организациях различного масштаба, профиля и структуры. Сегодня 250 сотрудников InterComp Technologies обслуживают 360 компаний.

В свое время (см. PC Week/ RE, N 45/2002, с. 30) мы писали об аутсорсинговой модели бухгалтерского учета, применяемой в Тюменской нефтяной компании (ТНК), но там в качестве аутсорсера выступала дочерняя фирма "ТНК-Бизнессервис", что автоматически снимало все щекотливые вопросы сохранения конфиденциальности данных и разделения ответственности за качество услуг. В договоре, заключаемом с InterComp, четко фиксируются соглашения об уровне сервиса (допустимый процент ошибок, скорость расчетов, сроки сдачи отчетности и т. д.) и конфиденциальности, а также оговаривается финансовая ответственность аутсорсера, который компенсирует потери клиента, понесенные им по вине провайдера услуг. Кроме того, профессиональная деятельность InterComp застрахована компанией РОСНО.

В США зарплата 70% трудящихся рассчитывается аутсорсинговыми центрами.

Наиболее популярна услуга расчета зарплаты (она приносит 60% дохода), которая сегодня и технологически реализована лучше, чем остальные. Сотрудники заказчика на протяжении месяца вводят через Web-интерфейс всю исходную информацию по каждому работнику, а затем в течение 2-3 дней в московском дата-центре InterComp рассчитывается зарплата и соответствующие документы отсылаются клиенту. На втором месте стоит сервис бухгалтерского учета (35% дохода), для ведения которого предприятие должно отправлять в InterComp первичные документы (можно в электронной форме). Собственно функции бухгалтерского и налогового учета, выпуска отчетности и документов для предоставления в налоговую службу реализуются при помощи известного пакета "1С: Бухгалтерия". Допускается также ведение бухгалтерии на программных средствах, эксплуатируемых на площадке заказчика, через удаленный доступ или с выездом консультанта. Начиная с 2005 г. компания предоставляет услуги по ведению кадрового делопроизводства (5% дохода) - работе столь же ответственной, сколь и рутинной. Операции такого рода должны соответствовать российскому законодательству, поскольку на их основе впоследствии начисляются пенсии, льготы и иные социальные выплаты.

Наталья Стольная: “Преимущество

BPO не в уменьшении затрат, а в

повышении качества управления,

снижении уровня рисков, обеспечении

единой политики учета в

распределенной организации”

Из 360 клиентов InterComp 90% - филиалы зарубежных компаний. Что и неудивительно: как известно, в США зарплата 70% трудящихся рассчитывается аутсорсинговыми центрами. Из трех десятков отечественных клиентов управляющий директор по аутсорсингу бизнес-процессов InterComp Наталия Стольная назвала лишь трех: аптечную сеть "36,6", КМБ-банк и четыре предприятия холдинга "Русал". Остальные не дали согласия на раскрытие этой информации, что лишний раз свидетельствует об опасениях, испытываемых предприятием, отдающим ответственные бизнес-процессы внешнему исполнителю.

До недавнего времени руководство InterComp было вполне удовлетворено тем потоком зарубежных клиентов, которые приходили в российское отделение компании через крупных международных аудиторов. Бизнес рос ежегодно на 20-25% (будучи частной фирмой, абсолютные финансовые показатели InterComp не публикует). Судя по всему, сейчас более пристальное внимание решено обратить на локальных заказчиков. Поставлена задача увеличить темпы годового роста до 30%, для чего запланировано открытие еще двух офисов (в Киеве и Алма-Ате) и процессингового центра, в который, по словам г-жи Стольной, на протяжении ближайших 3-5 лет будет инвестировано 5-10 млн. долл. Центр этот предполагается построить в одном из регионов, поскольку в Москве наблюдается кадровый голод, а высокая стоимость квалифицированной рабочей силы серьезно сказывается на экономической эффективности аутсорсинга. Впрочем, как заявила Наталья Стольная, преимущество BPO не в уменьшении затрат (иногда его просто нет), а в повышении качества управления, снижении уровня рисков, обеспечении единой политики учета в распределенной организации.

Думается, особенно в услугах такого рода заинтересован наш малый бизнес, для которого содержание собственного бухгалтера или кадровика - порой непосильное бремя. Но для таких клиентов необходимо все сервисы снабдить удобным Web-интерфейсом и максимально их автоматизировать. Работа в этом направлении, как сообщили нам в InterComp, уже ведется.

Версия для печати