Среди прочего, во время вышеупомянутой презентации была продемонстрирована таблица (см. ниже), составленная на основе оценок экспертов хорошо известной в Европе аналитической компании Context. Из этой таблицы следует, что по итогам 2010 г. во Франции ЖК-мониторы японской компании iiyama занимают 3% соответстующего рынка и в соответствующей “табели о рангах” занимают 10-е место.
Ещё лучше (7-е место) позиции этой торговой марки (под ней вот уже 38 лет предлагаются только мониторы) в Голландии и Великобритании, где она занимает 5 и 4% рынка, соответственно. Хуже обстоят дела iiyama в Германии (15-место), но и там мониторы под этой торговой маркой (они производятся на заводах, расположенных в Японии, Германии, Китае и на Тайване) по итогам 2010 г. держат 2% соответствующего рынка.
В России же, как утверждает директор по продажам iiyama в Центральной и Восточной Европе Мариуш Кучинский, на долю его мониторов приходится лишь 0,3 – 0,5% рынка (в натуральном выражении). Ещё более низкую оценку этой доли (0,2% в денежном выражении) дают в своей cегодняшней публикации эксперты ITResearch. И это при том, что мониторы iiyama (производитель позиционирует их как высококачественные устройства отображения информации верхнего ценового сегмента) присутствуют на российском рынке уже более 10 лет и хорошо известны отечественным потребителям. Я, например, проведя мини-опрос степени удовлетворенности своих знакомых, ещё лет семь назад заменил свой домашний ЭЛТ-монитор на ЖК-монитор именно этой японской компании.
После беглого просмотра вышеупомянутой таблицы у меня возникли три предположения относительно главных причин десятикратного – а то и более! -- разрыва между популярностью ЖК-мониторов iiyama в России и странах Европы:
1) Россияне менее внимательно относятся к своему зрению и смотрят не столько на качество монитора, сколько на его стоимость;
2) Обитатели экономически развитых стран Европы в среднем более богаты, чем жители России и могут позволить себе любой монитор, который им нравится по внешнему виду и/или техническим характеристикам;
3) В нашей стране мониторы iiyama плохо рекламируются и почти не встречаются на полках традиционных магазинов.
Но ни с одной из этих трех причин Мариуш Кучинский не согласился. По его мнению, сей разрыв в первую очередь обусловлен тем обстоятельством, что в Европе совсем другая структура спроса на ЖК-мониторы. В частности, там для нужд образования закупается огромное количество высококачественных мониторов в антивандальном исполнении – то есть устройств со специальным защитным стеклом (толщина 2 мм, а класс твердости 8H мин.) поверх матрицы. Эти устройства предназначены для использования в школах, на заводах и в местах большого количества людей, где риск повреждения матрицы экрана больше обычного.
Честно признаюсь – ответ директора по продажам iiyama в Центральной и Восточной Европе показался мне не очень убедительным. Ведь устройства с защитным стеклом – лишь одна из восьми товарных категорий мониторов iiyama. Причем в этой товарной категории сейчас имеются всего три модели с диагональю экрана 17 и 19 дюймов. В то время как в товарной категории “Для бизнеса и профессионалов” количество моделей близко к двум десяткам.
При более внимательном просмотре вышеупомянутой таблицы я обратил внимание на ещё один любопытный момент. Обычно считается, что мониторы средней ценовой категории пользуются большим спросом, чем мониторы высшей ценовой категории, а спрос на мониторы эконом-класса выше, чем на “средние” устройства. Иными словами, чем качественнее и дороже монитор, тем меньшее количество людей могут их себе позволить. Но из таблицы, построенной на базе оценок компании Context, и приведенной в данной заметке, этого не следует. На ваш взгляд, почему? Как вы считаете, какие именно факторы определяют спрос на качественные ЖК-мониторы в нашей стране?
Будет ли когда-либо в нашей стране спрос на мониторы iiyama измеряться не долями процентов, а процентами (как в развитых странах Европы)? Да, эта доля растет, но очень медленно. Так например, в компании “Марвел-Дистрибуция” за год (2010 vs. 2009) рост продаж мониторов iiyama (в штуках) cоставил 71%. В то время как в той же “Марвел-Дистрибуции” за этот же период продажи мониторов AOC (а они в целом позиционируются в более низкой ценовой категории, чем мониторы iiyama), как мы уже сообщали, увеличились на 269% в натуральном выражении, и на 287% -- в денежном.