Дело в том, что качество используемой на предприятии системы управления проектами определяется тремя основными факторами: принятой методологией проектирования (она была даже у строителей Египетстких пирамид), используемым программным обеспечением (выбор тут достаточно велик) и компетенцией персонала предприятия (как в области методологии проектирования, так и в области понимания возможностей применяемого ПО).
Но если современные методологии проектирования и современное ПО для управления проектами, как правило, способствуют повышению качества систем управления проектами, то компетенция персонала предприятия зачастую оставляет желать лучшего и в данном случае играет роль “рака”, который не только не дает “возу” двигаться вперед, но и тащит его назад.
Мораль сей басни состоит в том, что надо либо приглашать грамотный персонал со стороны, либо вкладываться в обучение собственных сотрудников. А на практике приходится заниматься и тем и другим.
А теперь предположим, что новый персонал, обладающий необходимыми навыками и компетенциями, либо слишком дорог (хорошие специалисты знают себе цену), либо взять его просто негде. Тогда возникает практический вопрос: как примерно должны соотноситься затраты на ПО для управления проектами и затраты на обучение сотрудников для работы с этим ПО?
Мэри МакКинли (Mary McKinlay), управляющий директор компании Mary McKinlay Projects Ltd. и один из спикеров конференции ПМСОФТ, отвечает на этот вопрос так: “В передовых компаниях затраты на обучение персонала должны превосходить затраты на приобретение ПО”. Слова Мэри МакКинли, более 30 лет проработавшей в авиакосмической и оборонной отраслях, имеют большой вес. Вот лишь некоторые из её многочисленных титулов: член правления APM (Ассоциация по управлению проектами, Великобритания), преподаватель EMBA Team QUT, адъюнкт-профессор по управлению проектами бизнес–школы SKEMA (Франция). Это я к тому, что важно не только то, что сказано, но и кем.
А что мы имеем на практике (в российской действительности)? К примеру, доход (общий объем реализации) группы компаний ПМСОФТ складывается из дохода от продажи ПО, работ по внедрению и обучения. Структура данного дохода (за последние пять лет) приведена ниже. Из этих диаграмм видно, доходы от обучения примерно в пять раз ниже, чем доходы от продажи лицензий на ПО. Стало быть, в нашей стране среднестатистические пользователи систем управления проектами (да и другого тяжелого софта) не прислушиваются к рекомендациям экспертов мирового класса и не выделяют достаточных средств на повышение квалификации своего персонала. Как вы думаете, почему? Только из-за страха перед тем, что специалисты обучатся и “улетят”?
Вместе с тем генеральный директор ГК ПМСОФТ Александр Цветков отмечает, что наиболее передовые клиенты его группы уже сейчас тратят на обучение своего персонала больше денег, чем на приобретение лицензионного софта. А вот лет шесть назад такого рода клиентов не было. Стало быть, все же есть подвижки в осознании того факта, что “кадры решают все” и что “бриться тупой бритвой – не самое безопасное занятие”.
Представляет интерес распределение обучения по типам курсов в “Университете управления проектами” (одна из структур ГК ПМСОФТ). Из приведенной ниже диаграммы видно, что если в 2007 – 2010 гг. популярность “методологических” курсов была ниже популярности курсов по работе с программным обеспечением, то в этом году ситуация радикально изменилась.
То есть все больше осознается тот факт, что роль “лебедя” в продвижении вперед “телеги качества” системы управления проектами не ниже, а то и выше роли “щуки”. Дело за малым – нейтрализовать роль “рака”. Вы согласны с этим тезисом?
Репортаж с прошлогодней конференции ПМСОФТ можно найти здесь.