НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Чем мы перегружены: информационным мусором или полезной информацией?

Владимир Митин
08.06.2011 00:42:21

7 июня целый день (с 10 утра до 7 вечера) провел на конференции по дистанционному обучению eLearnExpo 2011. Вообще говоря, первоначально планировал посетить лишь двухчасовое пленарное заседание этой конференции, но очень уж интересными показались “вступительные слова”.

Из примерно двух десятков прослушанных докладов лично мне наиболее зрелищными и интересными показались диалоги генерального директора “Центра eLearning” Елены Тихомировой (на приведенном ниже снимке её можно увидеть среди членов президиума). Она выступила c докладами “Современное обучение: каким оно должно быть?” (во время пленарного заседания) и “Педагогический дизайн: экономия или лишние затраты для компании” (в рамках секции “Электронное обучение в компании. Системный подход”), а также вела секцию “Мотивация обучающихся в среде e-learning”.



Среди cлайдов, продемонстрированных Еленой Тихомировой, особое оживленние в зале вызвал “перегруженный информацией” ослик (см. ниже).



Не в таком ли положении находятся современные рабы информационных технологией, на которых со всех сторон сваливаются горы данных (контента), зачастую не несущих (не несущего) никакой информации. Можно долго спорить о том, чем полезная информация (ведущая к снятию априорной неопределенности) отличается от бесполезных данных (измеряемых в терабайтах и прочих бездушных единицах), но это тема отдельного разговора.

В какой-то степени эту разницу характеризуют весы (см. ниже) заимствованные из презентации главы “Центра eLearning” и украшенные надписью “Достаточно информации, чтобы начать действовать”. Иными словами, информацией следует считать то, что побуждает нас действовать (принимать решения). А то, что забывается через минуту, час или день после прослушивания или просматривания, cледует считать информационным шумом (информационным мусором). Другое дело, что адскую мультимедийную смесь “полезный сигнал + шум” каждый индивид разделяет на составляющие cообразно своему опыту и интересам: что для одних полезный сигнал, то для других шум. И наоборот.



И ещё один интересный слайд (“Новичок-Эксперт”) из выступления Елены Тихомировой (см. ниже). Он иллюстрирует тот факт, что новички (в той или иной области) большую часть полезной для них информации усваивают в процессе формального общения, а эксперты – в процессе неформального. Впрочем, примерно о том же говорила ведущий эксперт ЭОС по управлению документацией Наталья Храмцовская в своей заметке “Зачем я хожу на конференции?”.



“Но при чем здесь дистанционное обучение?”, -- скажет внимательный читатель. Отвечаю: “Очень даже при том”. Но об этом в следующий раз. Приятного вам рабочего дня! Побольше полезных (в том числе, для бизнеса) cигналов и поменьше информационного мусора! Ну а тем, кто этой темой интересуется, предлагаю перечитать наш обзор “О настоящем и будущем дистанционного обучения”. Побывав на первом дне конференции eLearnExpo 2011 лишний раз убедился, что все там правильно было написано.

Комментариев: 3

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

08.06.2011 22:41:04

Мало почему-то пишет pcweek про eLearning, хотя рынок активно растет, особенно в последние годы, знакомые не раз говорили. Хорошо бы обзор на эту тему почитать smile:) , с оценками объемов нашего рынка.

09.06.2011 00:52:47

Компьютеризация, интернетизация... А что дальше? Боардизация?

Очень трудно отделить рынок систем дистанционного обучения от рынка систем электронного обучения и все это вместе -- от других сегментов ИТ-рынка.

К тому же сам рынок систем обучения (особенно дистанционного) делится на корпоративный и образовательный. И эти подсегменты живут по разным законам. Тут хард, софт и услуги тесно переплетены. К тому же многие вещи делаются не игроками ИТ-рынка (поставщиками решений и системными интеграторами), а самими Заказчиками (предприятиями и учебными заведениями).

Можно говорить лишь об эволюции решений, адресованных этому рынку (к примеру, об эволюции интерактивных досок или об эволюции средств подготовки дистанционных курсов) и о крупных национальных проектах в области повышения качества образования (бизнес же сам о себе позаботится). К примеру: почему в Великобритании уровень проникновения интерактивных досок в образовательные учреждения почти вдвое выше, чем в других экономически развитых странах Европы (см. здесь)?

Что, в Великобритании расходы государства на образование (в пересчете на "учебную душу") сильно выше, чем в Германии или Франции? Да ничего подобного!

Просто в свое время Тони Блэр озаботился повышением качества образования в стране и решил, что это качество сильно поднимет повсеместное внедрение в процесс образования интерактивных устройств отображения информации.

Возможно, и в нашей стране на ниве школьного образования после повсеместной компьютеризации и интернетизации школ наступит эра их повсеместной боардизации (слово “умнодоскатизация” звучит как-то неблагозвучно). И будет у нас уровень проникновения интерактивных досок (SMART Board) в образовательные учреждения не в четыре раза ниже, чем в Европе, а, к примеру, лишь в два... И всем будет хорошо. Кроме тех, кому станет плохо.

Oleg
09.06.2011 13:05:45

Для того, чтобы найти крупицу золота, старателям приходится перелопачивать тонны пустой земли.
Неизбежный процесс.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии