НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

ITIL. 104 рекомендации

Перемены (в том числе – в области ИТ-политики и ИТ-инфраструктуры предприятия) не должны осуществляться ради самих перемен. Они должны осуществляться ради какой-то вполне определенной (желательно – “оцифрованной”) цели. Если речь идет о коммерческой компании, то все перемены в ней должны осуществляться ради повышения её рентабельности. Если не сию минуту, то хотя бы в средне- или долгосрочной перспективе. [spoiler]

Поэтому мне очень понравился подраздел 200-страничной переводной книги “Овладевая ITIL” (автор – Роб Ингланд (Rob England), консультант и комментатор в области ИТ), который называется так: “Не надо чинить то, что работает”. Напомню, что аббревиатура ITIL происходит от слов (Information Technology Infrastructure Library, библиотека ИТ-инфраструктуры, свод правил, нацеленных на оптимальную эксплуатацию имеющихся на предприятии ИТ-ресурсов).

Так вот, cмысл содержимого данного подраздела заключается в том, что управляющие ИТ-ресурсами часто делают не то, что действительно может повысить рентабельность их предприятий, а слепо следуют тенденциям ИТ-моды. Впрочем, этого аспекта деятельности ИТ-подразделений я уже слегка касался в заметке “При реализации ИТ-проектов средство не должно превращаться в цель”.


Перевод книги “Овладевая ITIL” на русский язык и её издание осуществила консалтинговая компания Cleverics

“Встречается такое явление как “Новый ИТ-директор”, -- говорит Роб Ингланд. – Это тот человек, который призван всё изменить. Бывает, что призван он вовсе не для этого, но всё равно старается начать с перемен… Многие ИТ-проекты объединяет одно: они возникают потому, что кто-то решил: «отличная идея!». Возросшее в последние годы внимание к тому, как ИТ-отделы тратят деньги бизнеса, снизило число таких проектов, но их по- прежнему хватает”.

Далее в этом подразделе есть замечательное “лирическое отступление”: “Когда-то автор работал в большой компании, которая занималась разработкой программного обеспечения. Это была в самом деле немаленькая компания: глобальные сети, множество серверов, десятки тысяч пользователей... И она продавала систему для Sendee Desk. Как-то раз CIO этой компании давал интервью журналисту, который задал вопрос о том, используется ли в компании ITIL. Было ужасно интересно, что же СIO ответит. Автор знал, что ITIL в компании не используется, и неоднократно обсуждал это обстоятельство с коллегами: как это мы умудряемся продавать ПО для ITIL, не следуя ITIL в своей работе? Ответ, данный CIO журналисту, был таким: нет, мы не используем ITIL, потому что наши собственные процессы отлично работают. Если эти процессы перестанут работать -- мы рассмотрим ITIL как возможный подход к их улучшению. В тот раз компанию просто закидали камнями, но она продолжила успешно работать. Несмотря на оказываемое давление и политические соображения, СIO не собирался тратить деньги на модные штучки”.

Молодцом был этот CIO! С него надо брать пример! Сложнее приходится ИТ-директорам гос. учреждений. О рентабельности этих учреждений (выраженной в тех или иных денежных единицах) речь никогда не идет, а эффективность их деятельности в каких-либо численных параметрах выразить невозможно. В то же время они вынуждены выполнять директивы вышестоящих организаций. Впрочем, о том, что “коммерческие” и “государственные” ИТ-директора живут в непересекающихся мирах, также уже говорилось.

В книге “Овладевая ITIL” (её оригинал был написан в 2009 г.) отмечается, что количество ИТ-проектов, связанных с ITIL проектов растет. “Каждый ИТ-департамент если и не следует рекомендациям ITIL, то, как минимум думает об этих рекомендациях, -- отмечает Роб Ингланд. В понятных управленцам терминах его книга не только объясняет, что такое ITIL, но и показывает, для чего ITIL подходит, а для чего -- не подходит. В аннотации этой книги говоритcя: “Прочтите её, чтобы лучше понимать ITIL и связанные дисциплины. Или просто прочтите 104 рекомендации, они специально выделены, чтобы вам было удобнее. Самые занятые могут ограничиться четырьмя контрольными списками в конце книги”.

В предисловии к русскому изданию данного труда (М., Лайвбук, 2011 г.) отмечается, что это вторая книга Роба Ингланда, издаваемая на русском языке. Но, в отличие от “Введения в реальный ITSM”, в ней автор совершенно серьезен и говорит то, что в самом деле думает. Но говорит по делу – не обязательно означает говорит скучно.