• № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”;
• № 227-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (изменения внесены в 26 законов);
• № 228-ФЗ “О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации”;
• № 229-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования”.
В законодательном плане осень и начало зимы также обещают быть очень жаркими. На состоявшейся сегодня клиентской конференции “Осенний документооборот-2010” ведущий эксперт по управлению документацией компании “Электронные Офисные Системы” (ЭОС) Наталья Храмцовская отметила, что в настоящее время в стенах Госдумы активно “готовятся” ко второму чтению четыре законопроекта, имеющих прямое отношение к ИТ-бизнесу:
• № 305592-5 ФЗ “Об электронной подписи” (принят в первом чтении 22 января 2010 г.);
• № 305604-5 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ “Об электронной подписи” (22 января 2010 г.);
• № 282499-5 “О внесении изменений в ФЗ “О персональных данных” (5 мая 2010 г.);
• № 373426-5 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля” (7 сентября 2010 г.).
Самый важный из них – 19-страничный законопроект № 305592-5 ФЗ “Об электронной подписи”. Некоторые утверждают, что превращение этого законопроекта в закон тормозится “ЭЦП-лобби”, представители которого очень хотят, чтобы “настоящей ЭЦП” (т. е. ЭЦП, созданной c применением самых современных и весьма дорогостоящих программно-аппаратных комплексов) подписывалось как можно больше документов, циркулирующих между коммерческими предприятиями и государственными учреждениями.
В то же время законопроектом № 305592-5 ФЗ устанавливаются три вида электронной подписи: простая (“информация в электронно-цифровой форме, присоединенная к другой информации в электронно-цифровой форме или логически связанная с ней, которая только указывает на лицо, подписавшее такую информацию, и не позволяет установить неизменность подписи и подписанной информации после подписания”; к примеру, просто слова типа “Искренне Ваш, И. П. Сидоров”), усиленная (позволяет обеспечить неизменность подписанного электронного документа и/или обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания) и квалифицированная (усиленная электронная подпись, имеющая квалифицированный сертификат).
Разумеется, эти три вида ЭЦП различаются по “юридической силе”, но ведь и документы бывают разной степени важности: одни (например, оригиналы Указов президента РФ) полагается хранить вечно, а другие можно смело уничтожать уже через пять лет после их создания. О судьбе законопроекта № 305592-5 ФЗ можно следить по его электронной регистрационной карте (ЭРК), которую, как и ЭРК других законопроектов, можно найти на сайте Госдумы Федерального собрания РФ. Кстати, на этих ЭРК можно найти ссылки и на тексты самих законов.
Разумеется, кроме перечисленных выше законопроектов есть и другие, представляющие интерес для ИТ-бизнесменов. Например, законопроект № 385329-5 “О бухгалтерском учете” (внесен Правительством в Государственную думу 2 июня 2010 г.), регламентирующий процессы ведения и хранения первичной бухгалтерской документации в электронном виде.
Наталья Храмцовская отмечает, что в зарубежной практике никто не идет на создание отдельного законодательства для бумажных документов и отдельного -- для электронных. “У них” везде, где требуется создание или предъявление документа, данный документ может создаваться в любой форме, если законодательством прямо не установлено иное. Противопоставление в российском законодательстве письменной формы и электронной формы документов (к чему некоторые призывают) -- плохая идея, идущая вразрез с мировой практикой. И очень важно, чтобы эта идея не “материализовалась”.
А вот ещё один интересный факт, озвученный сегодня на “Осеннем документообороте-2010”: в США в целях сокращения бумажного документооборота существуют жесткие ограничения на введение госорганами новых бумажных форм; в нашей же стране новые виды бумажных документов посредством тех или иных нормативных актов вводятся почти каждую неделю.
Одним словом, правовое поле, в котором работают российские ИТ-бизнесмены, и которым руководствуются чиновники при реализации различных федеральных и региональных программ, быстро меняется. Казалось бы, совсем недавно мы анонсировали интереснейшую книгу Натальи Храмцовской “Современные идеи и опыт в области государственного управления: Межведомственное электронное взаимодействие”, выпущенную при финансовой поддержке компании ЭОС и адресованную ИТ-специалистам государственных учреждений, а также разработчикам и интеграторам систем электронного документооборота для нужд федеральных, региональных и муниципальных структур. Но её автор отмечает: “Данная книга уже устарела и многие её главы требуют переработки”.