НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Как расходы на ИТ влияют на рентабельность предприятия?

Владимир Митин
15.12.2011 20:58:55

Есть ли прямая зависимость между расходами на ИТ и показателями эффективности деятельности предприятия? На этот счет существуют разные мнения.

К примеру, в 92-страничной книге “Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом”, автором которой является независимый обозреватель Николас Дж. Карр (Nicolas G. Carr), в главе 6 (“Как сэкономить кучу денег: новые требования к управлению инвестициями в ИТ”) говорится: “В 2002 г. консалтинговая фирма Alinean сравнила уровень расходов и финансовые показатели 7500 крупнейших американских компаний. Оказалось, что самые высокие показатели эффективности были у наиболее экономных компаний. Так, 25 компаний, возглавивших рейтинг, в среднем тратили на ИТ всего 0,8% своего оборота, тогда как 25 наименее успешных компаний расходовали на эти цели 2,7% выручки (в среднем этот показатель составил 3,7%). Сходная картина наблюдалась и по другому показателю -- расходам компаний на ИТ в расчете на одного занятого. Для компаний-лидеров этот показатель составил $3,903, а для отстающих - $6,250 (при среднем уровне расходов в расчете на одного занятого $10,283)”.

Вот так-то! Нет прямой зависимости между расходами на ИТ и показателями эффективности деятельности предприятия! Что, в общем-то, неудивительно. Крайности никогда до добра не доводят: вредно как полное игнорирование информационных технологий, так и чрезмерное увлечение ими. Особенно в угоду текущей ИТ-моде. Пресловутым облачным технологиям (Cloud Computing), к примеру.

Правда, вышеупомянутая книга выпущена ещё в 2005 г. (издательством “Секрет фирмы”). Но с тех пор характер зависимости между расходами на ИТ и рентабельностью предприятия, видимо, мало изменился. Или изменился весьма существенно? Что вы думаете на этот счет?

Комментариев: 4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Skynin
16.12.2011 00:16:07

Прочитал эту книгу с год тому. И хотя у самого хлеб "ERP, CRM, ECM" и прочие бла-бла-бла и прочие облака, - согласен.
"Усли компьютеризировать хаос - хаос усилится".
С лет 10 тому встретил где-то статью, где подробно рассказывались методы налаживания документооборота пару веков тому. Стало понятно почему за немцами закрепилось - "педантичные". Потом встретил статью где подробно рассказывалось не только о новаторстве Г Форда а вообще - капиталистов конца 19го века и первой половины 20го. Бизнес таких новаторов милое дело компьютеризировать! Только они и сейчас встречаются нечасто, а потому конкурентов давят задолго до серьезного применения ИТ.

Встречал конечно и обратное. Выжимки из работы двух профессоров из масачуссетского. Об экономической полезности ИТ. Что понял точно - их работа по сложности достойна нобелевской премии. То есть не только программисту, а и штатному экономисту предприятия - неподъемна.

Но правда и в том, что интуитивно понятно где можно повысить эффективность с помощью ИТ, а где вообще уже обойтись нельзя. А из-за того что - интуитивно, вот и процент провалов с превышением сроков и/или бюджета внедрений ERP по мнению Gartner, свыше 50%.

Только что с скромного местячкового семинара. Один из докладов - кластеризация работающей системы. Реальный ведущий проекта, реальный проект. Скромный банк (не наш). Система работает уже более 8ми лет. Дела все же тихонько успешны, и один(!) сервер не справляется. А система написана для 1го. Месяц анализа исходников, варианты решения малой кровью, тем более что заказчик говорит что кластер точно не нужен более чем из 5ти серверов приложений. В итоге - банк отказался от активного кластера потому что - не может протестировать тот функционал что собственно 8 лет работает. И поэтому сошлись на "кластере", где 1 узел активный, остальные на подхвате, на случай падения этого 1го.
Вопрос - даже если сделать им бесплатно кластеризацию, командой с лучших из IBM, Oracle, ... - станет ли этот банк, благодаря ИТ - самым самым, что всяким дойче и париба и не снилось?

16.12.2011 12:01:44

По-моему, речь тут идет о банальных, очевидных истинах. ИТ сами по себе эффетивность бизнеса не повышают.
Но повысить эффективность бизнеса без ИТ - тоже весьма сложно.

Приведенная статистика, демонстрирующая связь между ИТ-расходами и успешностью - откровенная глупость.
Все эти манипуляции с цифрами - это псевдонаука.
Связь - есть, но нет причинно-средственной связи.

С таким же успехом можно утверждать, что зима наступает потому, что в домах начинает работать отопление. И если вы хотите, чтобы через неделю было не -10, а -20 за окном, то для этого нужно увеличить температуру воды на обогрев помещения.

16.12.2011 13:02:55

В любом случае лучше манипуировать конкретыми цифрами (пусть даже среднестатистическими), чем расплывчатыми многозначными и далеко не всем понятными терминами.

Напомню: Alinean сравнила уровень ИТ-расходов и финансовые показатели 7500 крупнейших американских компаний. Конечно, интереснее посмотреть не среднестатистические цифры (и не в Америке, а в России), а цифры по отраслям. Но это уже выходит за рамки поста.

К сожалению, в нашей стране мало кто публикует свои ИТ-расходы.

А песни ИТ-вендоров почти всегда одни: внедряйте наши продукты (не обращая особого внимания на их стоимость) и будет вам счастье! А кто не внедрит -- тот быстро разорится и прекратит существование. Но на практике часто бывает, что медленная черепаха оказывается в лучшем положении, чем быстрый заяц. О чем, в общем-то и говорится в упомянутой книге, переведенной на многие языки и разошедшейся огромными тиражами.

Денис
19.12.2011 12:11:11

Из личного опыта - скажу так : прямой зависимости расходов на ИТ, и роста эффективности не наблюдается по той простой причине - что ИТ-системы, настолько гибки и расширяемы, что сами "плодят" для своего обслуживания "дармоедов", - всякого, кто хоть чем-то за что-то отчитывается - ему сразу подай ПК, закупи ПО, настрой систему, а он будет кекать туда "пук-пук" - уровень вишь поднимается. А без ПК, "без документика - кто ты у нас?!" Короче бюрократия растёт с ИТ - не по дням..

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии