НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Как сделать российские программные продукты покупаемыми

Андрей Колесов
27.12.2011 09:31:51

"Почему в большинтсве своем CIO плохо относятся к новым российским разработкам ? (речь не о продуктах ABBYY и Касперского) Почему Вы охотнее покупаете зарабуженые аналоги, причем дороже?"
Такой вопрос прозвучал дней десять назад на одном из CIO-форумов Фейсбука.

Ответ тут, представляется, довольно очевидным. Проблема тут заключается не в "национальных признаках ПО, а в слове "новый".

Любой пользователь, и уж тем более корпоративный, выбирая между новым и неизвестным продуктом и известным и проверенным ПО выберет, скорее всего, второе. И тем "скорее", чем о более "критически" важных задачах будет идти речь. Конечно, сэкономить каждый хочет, но все знают, где лежит бесплатный сыр и бессмертное "не гонялся бы ты, поп, за дешевизной".

Кстати, то. что в вопросе исключаются ABBYY и "Касперский" как раз хорошо показывает, что речь идет не о национальности, а о "проверенности".
Можно напомнить и о том, что даже у "великих" поставщиков корпоативные клиенты предпочитают покупать новые продукты только после выхода версии 2.0 (а лучше – 3.0), а новую версию продукта – после выпуска SP1.

И понятно, что в России предприятия покупают не просто "зарубежное" ПО, а именно проверенное. Причем по той простой причине, что "новое" до нас просто не доходит. Точнее, доходит, но уже когда становится не очень новым.

Но все же возникает вопрос: как нам все же повысить спрос на российское ПО? (Правда, тут еще искрене не понятно – про какое именно идет речь? ABBYY и "Касперского" покупают. "1С – тоже. Отечественные СЭД – тоже. Что еще предлагается? Кого именно обижают CIO?)

Я уверен, что акцент на национальные признаки тут не поможет. Именно поэтому убежден, что административные методы внедрить чего-то обречены на провал (что, собственно, мы давно и наблюдаем).

Только качество продукта и его инновационность (не просто снижение стоимости продукта, а возможность получения качественно нового эффекта) может подвигнуть заказчика.

И родное правительство, кстати, вполне тоже может способствовать продвижению новых вещей. Но только не изданием указов, которые оно само же не выполняет, а, например, демонстрацией на собственном примере реализации пилотных проектов, показом на своем опыте – как выполняется внедрение, какое эффект получается.

Но, к сожалению, с демонстрацией собственного ИТ-опыта у правительства дела обстоят еще хуже, чем с выполнением своих указов…

Комментариев: 13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Алексей
28.12.2011 10:15:14

Огласите, пожалуйста, список "новых российских разработок".

28.12.2011 10:23:20

Вопрос по существу...

Я в начала декабоя беседовал в москоским Интелом. У них есть программа поддержки ISV - именно производителей продуктов. Они сказали, что в программе участвуют около 1000 (одна тысяча) российских компаний (по всей Европе, включая Россию) - около 4500.

Где их продукция - не очень понятно и мне.

Игорь
29.12.2011 12:25:34

Уважаемый Андрей!

Содержание Вашей статьи очень мало связано с действительностью.

Например. В свое время компания ОГК-4 начала проект автоматизации процессов технического обслуживания и ремонта. Первой ласточкой стала Березовская ГРЭС. Программный продукт, который был выбран для этих целей - модуль ТОРО, буквально только что (!!!) дописанный к ERP-системе Axapta. Модуль создан был, как заявлялось тогда, российской компанией OXS. В последствии остальными станциями ОГК-4 занималась уже другая российская компания, GMCS, которая оформила на себя создание решения под названием "GMCS EAM" на базе той же самой Axapta, уже встроенной в продуктовую линейку компании Microsoft.

Таким образом, ни о какой "проверенности" здесь не может быть и речи, был использован именно непроверенный продукт, встроенный в западную программную платформу. И наоборот, проверенный продукт может быть отвергнут, при этом он может быть как российским, так и западным продуктом.

Мне не очень хочется заниматься здесь рекламой каких-то продуктов и компаний, а тем более западных, но для подтверждения своих слов приведу ссылку: http://www.up-pro.ru/specprojects/all/sergej_gorelenkov_datastream_solutions_c­is.html

Чтобы помочь Вам, приведу также фрагмент: "Как прежде, так и по сей день, ИТ и эффективность производства – два корабля, идущие в лучшем случае параллельными курсами. По сей день на большинстве предприятий любая инициатива по повышению эффективности производства, связанная с применением передовых ИТ-инструментов, вынуждена сталкиваться с ИТ-службой предприятия, которая зачастую преследует СВОИ интересы, имеет МИФИЧЕСКУЮ ИТ-стратегию «развития», никак не связанную с эффективностью самого предприятия. На первом плане таких ИТ-стратегий всегда были и до сих пор остаются задачи внедрения решений, покрывающих все бизнес-процессы предприятия".

Хочу обратить Ваше внимание, что интервью дает руководитель, продвигающий в России западный продукт. Продукт проверенный, аж стопудово проверенный. И даже он уже говорит - достали они уже своими ИТ-стратегиями!

Итак, почему же CIO отказываются покупать российские продукты, и не только российские? Потому что их покупка не укладывается в меркантильные интересы конкретных CIO и некоторых других лиц в руководстве, являющихся союзниками этих CIO.

Во-первых, западная система как правило дороже. Это открывает фантастические возможности для мани бэк, в простонародии - для откатов. Ни один российский продукт не сможет дать таких возможностей для отката, как у "большой тройки". Слой подкожного жира не такой толстый.

Во-вторых, после приобретения западного продукта, CIO получает возможность за казенный счет (за счет предприятия) научиться его поддерживать и внедрять, и записать себе строчку в резюме большими буквами - ВНЕДРЯЛ такой-то западный продукт!!! Проверенный, а как же!

Еще один бонус. Системный интегратор, продавший продукт, воспылает искренней любовью к данному CIO. На этой основе CIO в дальнейшем, при необходимости, сможет найти себе работёнку в штате московского системного интегратора с миллиардными оборотами, и со скачком зарплаты в 10 раз, и с переездом из своего дымящего трубами Мухосранска в столицу нашей родины Москву. Дальше CIO сможет купить себе дорогие штаны и лаковые штиблеты, и раздувать щеки на различных CIO-форумах, осознавая собственную значимость. Неплохая перспектива. Внедрение российского продукта, за редким исключением, не дает CIO таких перспектив.

Или, например, такая перспектива - выделить свою ИТ-службу в самостоятельную ИТ-компанию, и стать ее генеральным директором. Заниматься ИТ-аутсорсингом и получать за это хорошие бабки. Для этого нужна достаточно большая база БОГАТЫХ пользователей, которые составят базу потенциальных заказчиков услуг аутсорсинга. А где у нас почти ВСЕ богатые пользователи, у кого они на привязи? Чьих продуктов они пользователи? Вы не знаете?

В-третьих. При всех прочих равных условиях, CIO выгоднее приобрести один западный продукт, чем создавать свою корпоративную информационную систему из нескольких нишевых российских продуктов, проверенные они или нет. Это сильно облегчает жизнь CIO - когда у него одна ВЕЛИКАЯ система, один ВЕЛИКИЙ вендор, один ВЕЛИКИЙ системный интегратор. Покупать несколько систем, и потом интегрировать их - ну зачем CIO этот головняк? А то что купленный продукт с разным качеством решает разные задачи (и это естественно) - ну так на это наплевать. Тем более, это же и оправдывает дальнейшее существование CIO - он будет развивать систему, улучшать ее, доводить до ума... А по факту может и не будет, кто может заранее знать это, и предвидеть?

Чтобы это все вот это провернуть, и убедить акционеров раскошелиться, CIO постоянно озабочен выдумыванием каких-то юродских ”ИТ-стратегий”. И как только он эту ”стратегию” выдумает - всё, пиши пропало, с российским продуктом можно даже не соваться на предприятие. А если ты уже начал проект в филиале, когда ИТ-стратегии еще не было, то CIO встрепенётся и испустит вопль из головного офиса - ”Стоять! Ничего не делать до появления стратегии!"

P.S. Что касается претензий к "родному правительству", которое может способствовать продвижению. У нас стало уже каким-то общим местом предъявлять претензии правительству, при отсутствии собственной рефлексии на данную тему.

Вы откройте свой PCWeek. Посмотрите, что там продвигается. Какие продукты. Сколько там места посвящено российской ИТ-индустрии и российским разработчикам ПО (господа Ананьин, Богачев, Карачинский и другие ЧЕЛНОКИ к российкой ИТ-индустрии отношения не имеют). Я конечно понимаю, если получать десятки тыщ зеленых за одну рекламную полосу - так надо и отрабатывать. Но тогда при чем тут правительство? Начните уже с себя.

Гость
15.01.2012 17:23:19

Ну вот вы, Игорь, и сами дали ответ на вопрос. pcweek - это бизнес, как и большинство IT-ресурсов и Интернете. Бизнес - это прибыль. Все, ничего более. Следовательно, Вы будете читать только статьи, которые кому-то выгодны, кто за них заплатил. Никаких претензий тут быть не может! Хотите видеть правду (правду в Вашем видении), заведите свой ресурс (сейчас это занимает минут 5 и примерно 1000 руб. в год с хостингом) - и ветер, как говорится, в спину.

Лично я благодарен pcweek, что хотя бы разного рода откровенной тенденциозности, как, к примеру, в 3dnews, тут нет. Ресурс интересен. Хотя некоторые статьи и похожи на тролльские затравки. а весь кайф - в комментариях читателей.

Игорь Антоненко
18.01.2012 11:03:46

О какой правде Вы говорите? Я и так ее вижу... Она (правда) демонстрирует себя открыто, и любой может ее увидеть.

Конечно, PCWeek - это бизнес. Соответственно, у кого больше денег, тот и заказывает этому изданию публикации. Конечно, слово "заказывает" может не совсем точно отражать суть. Я сам когда-то работал в подобном издании. И знаю, как это происходит - когда рекламодатель покупает пакет, то кроме собственно рекламных модулей дальше любой его чих освещается с максимальной любезностью. И рекламодателю даже не надо об этом прямо просить и чего-то заказывать. Челночный бизнес господина Богачева и К вряд ли кому-то удастся переплюнуть по способности пробашлять. Ну, разве что 1С по силам с ними тягаться. Это правда, которую легко увидеть, открыв PCWeek - и не надо тут никаких ресурсов создавать.

18.01.2012 11:12:03

Я не знаю, "Игорь", который писал выше и "Игорь Антоненко" - это одно и то же лицо или как?

Но могу точно сказать, что у Игорь Антоненко принципиально неверные представления о СМИ. К сожалению, довольно характерные для нашей страны.

Я не собираю тут что-то ему доказывать. Читатели пусть судят по нашей работе по работе, а не по объяснениям.

Хорошо, что ИА представился тут. Но раз уж он назвал по имени наше издание, сказав, что знает как тут проплачиваются публикации, то пусть уж тогда назовет и то издание где он "когда-то работал". А заодно скажет - в какой должности он там работал.

Игорь Антоненко
18.01.2012 11:15:25

Давайте начнем с уточнений: в каком месте я сказал, что публикации (не рекламные модули) проплачиваются?

18.01.2012 11:44:20

Цитата
у кого больше денег, тот и заказывает этому изданию публикации.


Цитата
то кроме собственно рекламных модулей дальше любой его чих освещается с максимальной любезностью. И рекламодателю даже не надо об этом прямо просить и чего-то заказывать.


А начнем (продолжим) мы с другого - вы представитесь, ответив на мой вопрос: где и в какой должности вы работали. Можете еще указать на список своих публикацию
Про меня вся эта инфо хорошо известна.
http://www.visual2000.ru/start.php?pathfile=publish/list_it.htm

Игорь Антоненко
18.01.2012 11:55:09

Вы настойчивый. Но я не менее. Поэтому спрыгивать на тему моей личности мы пока не будем. А продолжим выяснять.

Во-первых, Вы выдернули из контекста предложение, в котором сказано, что слово "заказывает" может не совсем точно отражать суть. Ничто человеческое Вам не чуждо, поэтому я не в претензии.

Во-вторых. "С максимальной любезностью", "рекламодателю не надо об этом прямо просить и чего-то заказывать" - где Вы тут увидели указание на проплату?

Гость
15.01.2012 16:28:13

Пост Игоря эмоционален, возможно, справедлив во многом, но немного не в тему. Статья-то была не о сложностях внедрения ПО, а о том, где российские программы.

Позволю себе типичный пример, который объясняет многое. Год назад купил пару переводчиков Promt для конторы. Сподобились поставить только недавно. Оказалось, что значительная часть (примерно пол-программы предназначена для перевода сайтов) функционала не работает под IE9.

Вот в этом и суть. Это один из методов прикола российских программистов (кстати, давний метод подставы менеджера, который не разбирается в предмете; возможно, это и не местное изобретение). Так вот, если в техзадании будет написано, что программный продукт должен работать под Windows XP, программист сделает всё от него зависящее, чтобы под другими прошлыми и будущими версиями этой замечательной ОС продут не работал. По-моему, это можно классифицировать как "забастовку по-итальянски".

Пока менеджеры будут брать себе сотни тысяч зарплаты, а простые программисты будут получать копейки (при том, что любого менеджера в любой момент можно пинком под зад выкинуть из конторы, а на конкретных программистах в таких конторах держится весь бизнес), в России не будет ни выдающихся коммерческих программ, ни компаний, их производящих (я уже не говорю о госпредприятиях - там креатив просто исключен). Просто писать их некому. А внедрять зарубежные, как раз, есть кому.

Гость2
15.01.2012 17:37:29

Есть еще примеры интересного поведения отечественных разработчиков. По исследовательской склонности иногда оказываю бескорыстную поддержку знакомым ученым в реанимации заказного ПО на научных приборах. А вот тут уже область деятельности, как правило, отечественных разработчиков. Заметил закономерности:
1. Ни разу заказное ПО не было передано с исходными текстами.
2. Во всех случаях ПО функционировало, как выше описал Гость - под другими версиями ОС оно не работало.
3. В большинстве случаев заказное ПО не передавалось в виде дистрибутивов (только предустановленное, с риском потери даже при обновлении ОС).
4. В большинстве случаев заказное ПО передано без документации.
5. В большинстве случаев было отказано в поддержке либо установлена неприемлемая стоимость поддержки, либо см. п. 6.
6. Большинство компаний, выполнявших заказные разработки, не пережило период в 5-7 лет.

В отдельных случаях ПО было нефункционально (не работало ни 1 дня, но было принято Заказчиком). В одном случае был курьез, когда нам удалось запустить систему. Причем Разработчик, когда позднее узнал об этом в частной беседе с одним из лаборантов, по его словам, был нимало удивлен этому факту.

16.01.2012 11:43:52

В продожение темы написал еще пост: http://www.pcweek.ru/ecm/blog/business/2266.php

Игорь Антоненко
22.10.2012 11:22:56

Рекомендую ознакомиться с выступлением Свириденко в ФАС. Там очень точно описана роль наших ИТ-челноков (так называемых "интеграторов" и дистрибуторов), которых продвигает PCWeek на своих страницах. Также там можно найти ответ и на другой вопрос - где же российские программы.

Вот ссылка: http://www.tadviser.ru/index.php/Персона:Свириденко_Андрей_Владимирович

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии