НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

ИТ-закупки и ИТ-проекты. Главный критерий выбора – цена, а уж потом – потребности бизнеса, экономическая эффективность, окупаемость, масштабируемость и т. д.

C какой целью производятся ИТ-закупки и реализуются ИТ-проекты? Мне всегда казалось – см. заметку “Какие критерии оценки качества ИТ-проектов вы используете?” -- что если заказчиками являются коммерческие предприятия, то основная цель компьютеризации того или иного бизнес-процесса – повышение рентабельности предприятия за счет повышения производительности труда его сотрудников. Но в реальной жизни все обстоит значительно сложнее. [spoiler]

На недавнем заседании Комитета АП КИТ по мониторингу развития ИТ-индустрии (оно проходило под председательством руководителя Комитета, генерального директора “IBM Восточная Европа/Азия” Кирилла Корнильева) его участникам был продемонстрирован слайд (см. ниже), отражающий итоги опроса 155 ИТ-руководителей компаний среднего и крупного бизнеса, проведенного в начале этого года аналитической компанией “Маркет-Визио Консалтинг” (Marketvisio).



Из этого слайда следует, что для опрошенных ИТ-руководителей главным критерием принятия решения об ИТ-закупках или ИТ-проектах являются даже не “потребности бизнеса” (они располагаются лишь на втором месте), а цена. Тут, правда, не совсем ясно, о какой цене идет речь – стартовой или общей стоимости владения (TCO, total cost of ownership). Ну да это в данном случае не так важно.

Согласно итогам опроса, на 4-м по значимости месте стоит экономическая эффективность, а на 13-м – окупаемость. Далековато, однако, эти, архиважные на мой взгляд, критерии отодвинулись…

Даже соотношение “цена-качество” (на которое делают упор многие ИТ-вендоры) не ставится во главу угла при принятии решения об ИТ-закупках или ИТ-проектах, а располагается лишь на16-м по значимости месте. Причем ценится это соотношение лишь немного выше, чем “профессионализм исполнителя” (17-е по значимости место) и “уровень поддержки” (18-е место). А ведь именно “профессионализм исполнителя” и “уровень поддержки” -- главные критерии оценки интеграторской компании. И именно высокими значениями этих параметров интеграторские компании в первую очередь гордятся

Ещё ниже рангом (менее 3% собранных голосов) оказались такие критерии как “удобство для пользователей”(19-е место), “бесперебойность” (20-е место), “масштабируемость” (21-е место) и “открытость” (22-е место). Но почитайте любой “продуктовый” пресс-релиз ИТ-компании – в нем почти всегда главный упор делается на “масштабируемость”, “открытость” и “удобство для пользователей” нового ИТ-продукта или ИТ-решения. Выходит, зря вендоры всеми силами стараются улучшить эти параметры? Ведь при принятии решения о закупках ИТ-товаров данные параметры практически не принимаются во внимание!

Может, на итоги этого интереснейшего опроса Marketvisio повлияли какие-либо особенности нынешней бизнес-обстановки в мире или нашей стране? Генеральный директор “Маркет-Визио Консалтинг” Сергей Дьяченко отвечает на этот вопрос следующим образом: “Такого рода опросы мы проводим достаточно давно, и нынешнее распределение ответов мало чем отличается от предыдущих”.

Для полноты картины ниже приводится отраслевой состав 155 респондентов, принявших участие в опросе Marketvisio, некоторые итоги которого были рассмотрены выше.



Может, в других отраслях иерархия критериев принятия решений об ИТ-закупках и ИТ-проектах выглядит иначе? Что вы думаете на этот счет?

А ещё интересно вот что. Ведь сколько разговоров идет о Федеральной контрактной системе (ФКС), которая призвана заменить 94-ФЗ и позволить федеральным структурам осуществлять закупки не только по критерию цены (см., например, заметку “Создается Национальная ассоциация институтов закупок”)... А тут получается, что даже коммерческие предприятия при ИТ-закупках и ИТ-проектах об их эффективности думают далеко не в первую очередь. То есть ФКС заведомо обречена на провал?
Usvad
А вот интересно на сколько эти данные соотносятся с данными Росстата: каждая компания раз в год сдает отчет о текущем состоянии IT?
Михаил Адигеев
Я думаю, тут ещё есть огрехи в составлении опроса. Не очень понятно, в каком смысле понимать "потребности бизнеса". Это в любом случае первично. Если респондент ставил на первое место цену, вряд ли это означает, что он покупает что-то или инициирует проект, просто потому что "это дёшево", даже если не нужно для бизнеса.
Потребности в любом случае первичны, а остальные факторы (цена, качество, опыт и т.п.) уже конкурируют между собой.
Evgeniya Nikolaeva
Интересно по выборке: какой процент опрошенных по каждому отраслевому сегменту вывел цену как доминирующий фактор принятия решения? Если такой итог дала совокупность лишь нескольких сегментов - вот это уже интересно.