В этой статье особое внимание я обратил на пример немецкой компании Volkswagen. Чтобы обеспечить свое производство в Калуге высококвалифицированным персоналом, эта компания установила кооперационные связи с местным колледжем по информационным технологиям и управлению. Автомобильный концерн берет на себя ежемесячную выплату стипендии студентам и направляет преподавателей для работы в этом профтехучилище. В случае успешного завершения курса обучения слушатели получают аттестат об окончании колледжа, сертификат Российско-Германской внешнеторговой палаты и сертификат компании Volkswagen.
Похоже, никаких обязательств по “отработке стипендии” на учащихся колледжа не накладывается. Однако нетрудно догадаться, что подавляющее большинство “трехсертификатных” выпускников этого учебного заведения будет трудиться именно на предприятиях Фольксвагена.
На мой взгляд, это очень удачный пример комплексного подхода к формированию кадрового резерва. А много ли российских ИТ-компаний демонстрируют такой подход?
Да, есть ИТ-компании, которые открывают в учебных заведениях свои кафедры или сертификационные курсы. Есть ИТ-компании, которые платят стипендии наиболее перспективным учащимся. Есть, наконец, ИТ-специалисты, которые сами преподают в вузах или колледжах. Но много ли наберется российских ИТ-компаний, осуществляющих комплексный подход к формированию кадрового резерва? Вы знаете такие компании?
В связи с этим возникает ещё один интересный вопрос. Какую примерно часть своей прибыли ИТ-компания должна тратить на образовательные проекты вообще и на повышение квалификации собственного персонала, в частности? Что вы думаете на этот счет? Разумеется, никаких обязательных нормативов на этот счет нет и быть не может. Но ведь есть же какая-то общемировая, общеевропейская или общероссийская практика!
В вышеупомянутом бизнес-путеводителе я такого рода данных не нашел. Однако там отмечается, что для более чем 6000 немецких предприятий, так или иначе представленных в России, значительную проблему представляет возрастающий дефицит специалистов. Это заставляет немецкие предприятия инвестировать в повышение квалификации выпускников, получивших образование в колледжах и высших учебных заведениях, но не имеющих практического опыта.
Интересно отметить, что Сильвия Нидик положительно относится к новому российскому закону об образовании, который был принят в сентябре 2011 г. и который отражает стремление к более широкому участию предприятий в формулировании требований, предъявляемых к профессиональному образованию в нашей стране. В то же время немецкие предприниматели хотели бы получить политическую поддержку своим инициативам в области профессионального образования в России. Рискну предположить, что от такого рода политической поддержки не отказались бы и отечественные предприниматели, в том числе, работающие в области информационных технологий.