Почему? Может, они уже устарели?
“Да, -- отмечает Эдуард Пройдаков, один из авторов “Англо-русского толкового словаря по вычислительной технике, Интернету и программированию”. -- Термин экстранет в связи с возросшей мобильностью сотрудников несколько потускнел и лучше его не употреблять. В случае реализации концепции Enterprise 2.0 следует говорить о корпоративных порталах”.
Тут же возникает вопрос: чем корпоративный портал отличается от корпоративного сайта и что нового привносит в эти понятия концепция Enterprise 2.0, призывающая предприятия активнее использовать технологии публичных социальных сетей, получивших в последнее время огромную популярность?
“Я не одобряю дурацкие игры в новые термины, -- говорит Владимир Сазанов, автор книги “Социальные сети -- публичная сфера” и один из участников недавнего круглого стола “Будущее СМИ в свете развития интерактивных Интернет-технологий”. -- Новым заумным обманывающим термином высокий имидж не заработаешь... Сайт и портал являются устоявшимися понятиями. При этом понятие портал уже включает нечто большее чем сайт, а что именно -- это связано с именем компании и ее “образом жизни”. Понятия форум, блог, социальная сеть и т. д. несколько из “другой оперы”. Поэтому в случае необходимости надо называть вещи своими именами и говорить “корпоративный портал с элементами блога”, “корпоративный портал с элементами социальной сети” и т. д. А интранет тут совсем не в тему -- это всегда было внутренней сетью корпорации. Экстранет-сеть -- тоже не туда. Интернет -- он и есть Интернет (это по поводу доступа)”.
“Классически интранет подразумевает возможность доступа к корпоративным ресурсам (файл серверу или корпоративному порталу) только из корпоративной сети и не подразумевает доступа к этим ресурсам из Сети даже для сотрудников предприятия, -- отмечает директор по маркетингу компании “1С-Битрикс” Максим Яшунин. -- Экстранет, опять же классически, определяет возможность доступа к ресурсу находящемуся внутри корпоративной сети извне (из сети Интернет). Но это не свободный доступ, так как он предоставляется только авторизованным пользователям. Т. е. теоретически к корпоративному порталу можно применить и тот и тот термин. Но мне кажется, что лучше этого не делать, так как при этом могут запутаться не только обычные пользователи, но и профессионалы. Корпоративные порталы сейчас, как правило, разворачивают так, что они доступны и для внутренних и для удалённых сотрудников организации (тех, кто сидит дома или находится в командировке). Т. е. вроде как применение термина экстранет сейчас более правильно, однако традиционно понятие экстранет связывают с возможностью получить доступ к ресурсам клиентов и партнёров организации, а не сотрудников самой компании. Одним словом, описывая современный корпоративный портал, я бы не рекомендовал использовать термины интранет и экстранет. Также я согласен с теми, кто считает, что понятия интранет и экстранет устарели”
“Вы знаете, я в последнее время сам путаюсь, -- признается генеральный директор компании NetCat Дмитрий Васильев. -- Термин Enterprise 2.0 привнес и популяризирует по сути только “1С-Битрикс”. Если я правильно понимаю, то этот термин призван, среди прочего, стереть границы между интранетом и экстранетом. Но формально корпоративные порталы все же ближе к интранету. Поскольку они предназначены для внутреннего использования компании, а не для внешних контрагентов, как экстранет”.
“Я могу пояснить, почему здесь такая запутанная терминология, -- говорит генеральный директор компании “Юмисофт” Сергей Котырев. -- На западе этот тип сайтов называется в основном Enterprise portal или Enterprise information portal (EIP). Соответственно, отрасль производства этого типа ПО называется ECM (Enterprise Content Management). Корпоративный портал “1C-Битрикса” изначально был сделан и назван так их партнером компанией QSoft. И это было некорректное название. Слова Entreprise и Corporate почему-то слили воедино и перевели на русский как “Корпоративный”. А потом “Битрикс” разрекламировал это название, внеся сумятицу в структуру продуктов. Проблема в том, что под “корпоративным” сайтом у нас (и в мире) четко понимается именно внешний сайт компании, а портал -- это сайт с большим числом сервисов. Столкнувшись в свое время с проблемой корректного перевода западной терминологии на русский язык (без искажения или потери смысла) мы приняли решение, что всегда будем в наших продуктах поддерживать общемировую терминологию, а не придумывать свою. Поэтому мы используем названия с общепринятыми смыслами -- CMS, ECM, Cloud, Corporate, Host и т. п. Интранет-порталы относятся к ECM как подтип к типу. Словосочетание “корпоративный сайт с элементами социальной сети”, на мой взгляд, сути дела не отражает. Хотя смотря что считать социальной сетью. Можно спрограммировать модуль для CMS, который позволяет добавлять пользователей из модуля “пользователи” в “друзья” и поздравлять их с днями рождений с помощью модулей “комментарии” и “форум”. И назвать этот модуль “социальная сеть”. Хочу обратить внимание и на такой аспект корпоративных порталов: многие компании закрывают доступ в “Одноклассники” и “Вконтакте” из офиса, потому что сотрудники тратят там рабочее время на пустое общение и обсуждение фоток. Потом эти же компании ставят в интранет подобный функционал в надежде “повысить эффективность работы сотрудников”. И сами удивляются, почему же народ стал меньше работать :)”
Итак, понятия экстранет и интранет (они по-прежнему очень часто встречаются в запросах к поисковым машинам) при разговорах о корпоративных порталах лучше не употреблять. Термин Enterprise 2.0 “Предприятие 2.0” тоже надо использовать с осторожностью. Тех, кого интересует вопрос о том, что такое “Предприятие 2.0” и с чем его едят, отсылаем к книге “ Предприятие 2.0. Социальное ПО сегодня и завтра”, выпущенной в этом году издательством “Аквамариновая книга” и представляющей собой перевод с английского труда, опубликованного под несколько иным, более точным названием: “Enterprise 2.0. How Social Software Will Change the Future of Work (“Предприятие 2.0. Как социальное ПО может изменить будущее вашей работы”). В этой книге её автор Ниалл Кук (Niall Cook) приводит примеры использования данной концепции Министерством обороны США, а также компаниями IBM, Microsoft, Oracle, BBC, BUPA, Janssen Cilag, Oracle и другими.
Помню Юрий Ларин еще год тому назад как раз при запуске Windows 7 демонстрировал, как он, имея на руках свой корпоративный ноутбук и смарткарту и находясь не в офисе, а в публичном месте (дело было в районе Кутузовского проспекта), свободно получает защищенный доступ к своим файлам, данным и пр., которыми пользуется, находясь в офисе.
Другими словами, экстранет и интранет - близнецы-братья уже в своей основе, для этого даже не надо строить нового портала, а достаточно просто идти в ногу с теми разработками, которые несет с собой отрасль. (Это не реклама Microsoft, а просто констатация того, что нельзя стоять на месте, можно только либо двигаться вперед, либо падать вниз).
В русском переводе действительно прижилось только одно - Корпоративный. И обусловлено это, как мне представляется, большой приверженностью в уважении к Начальству как конкретной личности. Начальство в русской субкультуре всегда одушевленно, тогда как в западной традиции - это сочетание индивидуальных качеств конкретного человека и набора формальных требований, которым он обязан отвечать формально как менеджер определенного звена.
И этот менеджер - легко заменяемая фигура, потому что подход к ней формален: есть список заданий, есть даты выполнения, есть табличка с галочками - выполнил/не выполнил. Все формально, поэтому и работает слаженно. Российская любовь к учету субъективных непредвиденных обстоятельств позволяет иногда быстро двигаться, а иногда долго плестись в хвосте, потому что... "погодные условия не позволили".