НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

VMware: кажется, Диана Грин была права…

Хотел написать еще небольшой  пост-комментарий в дополнение к опубликованному ранее (Новый этап развития сотрудничества EMС+VMware, но кратко не получилось. Итак...

В середине марта руководство компаний ECM и VMware, связанные между собой не просто деловыми, но близкими родственными узами (первой принадлежит 80% акций второй), объявили о существенной коррекции своего облачного стратегического курса [spoiler](см. Пол Мариц возглавит облачное СП EMС и VMware). Новость прошла не очень сильно замеченной российскими ИТ-СМИ, что довольно странно: во-первых, речь тут идет о серьезном шаге тендема, играющего одно из главных ролей на современном ИТ-рынке, во-вторых, что еще важнее – о весьма примечательном событии, позволяющем лучше понимать непростой ход развития облачного ИТ-направления (а это – одно из основных направлений развития ИТ в целом).

Вот какова краткая суть сделанного анонса:

ECM и VMware объединяют существовавшие в каждой из них подразделения, занятые "прикладными" облачными сервисами, в одной направление, оформленное в самостоятельную компанию Pivotal.

Руководителем новой компании назначается Пол Мариц, в течение четырех лет возглавлявший VMware, а потом (летом прошлого года) занявший пост главного стратега EMC и с большими шансами в будущем стать руководителем всей корпорации
VMware все же решилась на то, чтобы стать сервис-провайдером облачных сервисов в дополнение к традиционной модели продавца лицензий, пойдя по пути, на который Microsoft встала еще более четырех лет назад.

Какие выводы можно сделать из этого? В том числе тот, что путь развития VMware, который был определен летом 2008 года и ознаменовался приходом Пола Марица к штурвалу компании (на смену, причем с некоторыми элементами скандальности, ее основателя и бессменного до того руководителя), оказался не очень верным. Реализация идея расширения присутствия VMware на ИТ-рынке (причем во многом – именно облачной, постоянно растущей, его части) за счет дополнения ПО-платформенного уровня прикладными решениями и сервисами, оказалась слишком сложной. Получается, что теперь компания избавляется от груза, нажитого во многом активной политикой приобретений, и возвращается в свой традиционный статус поставщика платформенного софта, поняв одновременно, что остаться на позиции "чистого поставщика лицензий" ей не удастся и что от "судьбы сервис-провайдера" ей не уйти.

В то же время, команде "EMC+VMware" никак нельзя отказаться необходимости выйти за рамки сугубо инфраструктурных решений, нужно активно развивать прикладные сервисы, но все же в иной организационной бизнес-модели.

На переломе ИТ-эпох

Тут, кстати, можно вспомнить, что в этом году VMware отмечает 15 лет своей истории, и это является хорошим поводом для того, чтобы понять: как обычный "академический стартап" смог стать одним из лидеров (в том числе технологических и идеологических) современной ИТ-отрасли. И увидеть, что каждый шаг к вершинам лидерства становится все сложнее и сложнее…

Пытаясь перейти от частных примеров к пониманию более общих рыночных тенденций, нужно в очередной раз нужно констатировать, что мир ИТ в целом вступил в новый глобальный период развития своей истории. Напомним, что вся эта история исчисляется менее, чем 70-ю годами, в ней до сих пор выделялись два основных этапа (хотя есть и другие классификации) – мэйнфреймы-терминалы и серверы-ПК. И вот теперь – "облака-мобильность", в которой облака характеризуются не просто физическим отделением ИТ-ресурсов от места их потребления, но и предоставлением этих ресурсов в режиме аутсорсинга внешними для заказчика провайдерами, а мобильность – использование широкого спектра устройств для клиентского доступа к ИТ-ресурсам.

Говоря о наступлении облачно-мобильной эпохи, мы обычно говорим о происходящих изменениях с точки зрения заказчика-потребителя. Но надо иметь в виду, что не менее серьезные метаморфозы происходят и по другую сторону баррикад, в стане поставщиков. Более того, преобразования ИТ-бизнеса носят намного более динамичный, более актуальный, и даже более драматичный характер. В конце концов, для предприятия-заказчика переход (или непереход) от традиционной модели использования ИТ к облачной чаще всего весьма ограниченно влияет (хотя, конечно, влияете) на основной бизнес.
Для ИТ-же компаний этот вопрос, по сути, является вопросом жизни и смерти бизнеса. Опасно отстать от "велений времени", но не менее опасно сильно забежать вперед процесса. Нужно выбрать оптимальную стратегию преобразования бизнеса, обеспечивая его преемственность и непрерывность. Такая эпоха перемен очень удобна для стартапов, хотя в случае успешности они довольно быстро сталкиваются с проблемами роста, когда нужно от работ по узкому направлению работ переходит к более широкому спектру деятельности. Еще в более сложном положении оказываются ветераны, а тем более гиганты, которым изменить курс не только сложно, но и весьма опасно: они настолько сильно "нагружены" унаследованными делами, что любой неосторожно движение может эту, казалось бы, потопляемую глыбу, перевернуть в одну минуту.
Все это очень хорошо видно и в случае пары EMC и VMware, которые представляют собой интересный пример путей развития и сотрудничества "ветерана" и "недавнего стартапа".

Краткий исторический экскурс

EMC пережила важный переломный момент в своей истории как раз примерно 10 лет назад (как раз был очередной мировой экономический кризис, подходящий момент для переосмысления своего бытия), когда "storage giant" взяла курс на повышение значимости софтверной составляющей своего бизнеса в области хранения данных, дополняя традиционную для себя аппаратную сферу средствами работы с информационным содержанием.

Что касается VMware, то в ее 15-летней истории четко просматриваются четыре основных фазы развития, причем как раз сейчас, она вступает в четвертую. Первый период (1998-2004)– это время сугубо самостоятельного существования, за которое "академический стартап" вырос в стабильно развивающийся бизнес, основанный на технологиях, которые уже тогда стали претендовать на роль "стратегически перспективных".

Второй начался в 2004-м, когда EMC проводя активную закупку компаний, работающих в сфере софтверного управления информацией, довольно неожиданно приобрела быстро растущего, явно перспективного, но все же явно явно нишевого поставщика средств виртуализации VMware. В том момент инфраструктурное ПО явно лежало в стороне от основой сферы интересов EMC, поэтому неудивительно, что в отличие от многочисленных покупок той поры, VMware не была интегрирована в структуру EMC, осталась самостоятельной компанией. В течение четырех лет деловые интересы "матери" и "дочки" практически не пересекались, участие владельца выразилось в основном лишь в виде финансовых инвестиций. В целом это было эволюционное продолжение стартового самостоятельного этапа жизни, но при сильной материальной поддержке со стороны обретенной "мамы".

Долгий сдвоенный (самостоятельного и под опекой EMC) этап "независимого существования VMware" закончился летом 2008 года, когда в форме, не очень явного, но вполне очевидного серьезного внутреннего конфликта, EMC показала "кто в доме хозяин" и провела замену высшего менеджемента VMware (http://www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=112104). Основатели компании были отправлены в отставку (Дианы Грин, занимавшая пост президента с момента создания VMware, и ее муж Дианы Грин, который был фактически техническим идеологом всего виртуализационного направления), руководителем был назначен пришедший за полгода до этого амбициозный Пол Мариц, занимавший одно время одну из ведущих позиций в руководстве Microsoft). Точная информации о деталях этих "оргвыводов" до сих пор неизвестна, но эксперты тогда уверенно говорили, что причины лежали не только плоскости субъективных личностных отношений руководства "матери" и "дочки", но и имели серьезные объективные основания: речь шла об общей стратегии развития VMware в эпоху собственной зрелости и новых рыночных условиях. В частности, по информации наблюдателей, она настаивала на достаточно самостоятельном курсе развития VMware, оставаясь в рамках "инфраструктурно-виртуализационног ПО", а EMC хотела расширения сферы деятельности "дочки" за счет выхода на уровень прикладных решений и более плотной ее интеграции с бизнесом "мамы".

О начале нового этапа развития VMware (третьего в собственной истории и второго под эгидой EMC) Пол Мариц публично сообщил уже через полтора месяца после своего назначения, причем в весьма энергичной манере, пообещав отправить традиционные (а в тот момент публично и весьма энергично) ОС "на свалку истории". И надо сказать, в существенной мере, выполнил свое обещание, причем во многом благодаря именно усилиям VMware. Сегодня уже точно можно сказать, что само представление об серверных ОС связывается совсем не только со средой исполнения приложений, но и все в большей мере со средой исполнения виртуальных машин. Не менее заметные перемены произошли и с клиентской части ИТ. Во всяком случае,
однозначная ассоциация недавней поры "ОС = Windows" осталась уже в прошлом.

Но вместе с тем, нужно сказать, что и развитие бизнеса VMware шло отнюдь не однозначно, кажется, не очень в соответствии с ожиданиями руководства компании. С одной стороны, в финансовых показателях бизнес динамично рос (доход с 1,9 до 4.6 млрд. долл. с 2008 по 2012 гг. при достаточно высоких показателях прибыльности). С другой стороны, было ощущение (основанное на некоторых данных), что рост этот обеспечивался за счет традиционной "виртуализационно-платформенной" составляющей, а не за счет расширения спектра сервисных и прикладных предложений в результате многочисленных приобретений последних лет. Последнее соображение подкрепляется, в частности и тем, объем бизнеса (не только VMware, но и EMC), выделяемого в состав новой компании Pivotal, оценивается сейчас в размерах не более 300 млн. долл.

О том, что VMware будет корректировать свой бизнес-курс, когда летом прошлого года произошла очередная смена руководства компании (см. http://www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=140579). На этот раз все происходило, вроде бы, в плановом порядке, Пол Мариц вернулся в материнскую корпорацию, кажется, даже с повышением, но все же было чувство, что за этим стоят и какие-то проблемы с развитием бизнеса той же VMware, а, возможно, и EMC. Что и стало понятно сейчас, с последними объявлениями EMC+VMware. (Кстати, тут можно отметить изменение сил в партнерской паре двух компаний: в 2008 году все стратегические объявления делала EMC единолично, сейчас – в паре с партнером).

Что можно ждать от новой стратегии?

Трудно сказать. Рынок очень динамичный и конкурентный. Былые регалии и даже текущее положение на рынке ничего не гарантируют. Что касается облачно-прикладного направления в рамках новой компании Pivotal под руководством Пола Марица, то уже тот факт, что он решился возглавить ее, говорит в пользу ее перспектив. Как это будет реализовываться на практике – будет хорошо видно по ее финансовым отчетам.

Шаг же самой VMware в направлении хостинг-провайдинга выглядит давно ожидаемым и почти неизбежным. Мир ИТ смещается от продаж лицензий в сторону предоставления сервисов (хотя процессе это медленный, на многие годы). Но не сильно ли VMware запоздала с таким шагом? Ведь главный ее конкурент в этой сфере, Microsoft со своей Azure, начала такое движение более четырех лет назад. И, кстати, нельзя сказать, что такое изменение курса поставщика традиционного ПО, проходит супер-успешно – на рынке облачно-платформенных услуг уже сформировалась мощная группировка "ИТ-новичков", позиции которых поколебать совсем не так уж просто. Конечно, у VMware есть мощный аргумент в свою пользу (как ни как – лидирующий поставщик облачной платформы), но нужно иметь в виду и то, что продавать ПО и продавать сервисы – это "две большие разницы".

Если же переместиться из области мировых проблема на российско-локальный уровень, то тут можно предположить, что приход "сервисно-прикладного направления" VMware откладывается на некоторое неопределенное время (пока Pivotal не наладит свой бизнес в США, а потом и в Европе). Это же касается и облачно-платформенных сервисов, тем более, что даже о планах их развертывания за океаном пока известно лишь в рамках "обещаний о намерениях".
Сергей Стельмах
Скоро будут писать EMC+VMware+Pivotal. Запутанная у них какая-то структура управления. (Если кто-то из EMC или VMware читает эти строки, то может подумать: "Боже мой! Как он прав! Как он прав! Насколько у нас запущенная структура управления. А ведь действительно - пора что-то менять :) )
Колесов Андрей
У них, как уже хорошо видно, все изменения идут с циклом в 4 года, так что следующие изменения будут в 2106-17 гг.
Колесов Андрей
Получил на ФБ такой комментарий от Олега Фатеева

Статья, конечно, обстоятельная. Но кое-что упущено и не замечено главное. А упущено, что в Pivotal отошел не только облачный PaaS, но и Big Data направление (проекты Greenplum и Cetas). А не замечено, что абсолютно все проекты ушедшие под зонтик Pivotal были FREE и open source. После этого и выводы должны быть сделаны другие.

Написал в ответ:

1. В данном статье Pivotal вообще, и его будущие дела, не обсуждаются. Как таковые. Что "уходит" туда написано в первой статье, на которую дана ссылка (http://www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=148694). В этой статье акцент сделан на ретроспективу. Два ключевых тезиса-вывода
1) выбор правильно модели развития бизнеса в новых условиях - сложная задача, с непредсказуемыми результатами
2) Модель, выбранная 4.5 года назад оказалась неудачной
3) в России не стоит ждать появления в ближайшее время новых предложений от EMC+VMware (и Pivotal)

2. Если есть дополнительные соображения и иные выводы - поделитесь с ними! Суть публикации заключается именно в этом. Статья не может быть истиной в последней инстанции, но может быть основой для коллективного поиска такой истины.