Так вот, в пятницу вечером я ходил в кино, смотрел фильм "Кадры". Сразу поясню, "кадры" – это именно проблема кадрового обеспечения современной компании. Более того – именно ИТ-компании…
[spoiler]
Фильм по жанру комедия, вроде бы простенькая, но я бы ее отнес к характерной для американского кино категории "социального кино", поскольку в ней в явном виде продвигаются общечеловеческие ценности: дружба, вера в свои силы, что добро всегда побеждает зло, толерантность (причем не только национальная, но и сексуальная)… И кроме того, там в явном виде присутствует линия (более того - она главная) о проблемах адаптации людей "прошлого времени" к меняющимся условиям жизни и о необходимости поддержки "связи времен" (поколений). И две последние проблемы там рассматриваются в конкретной постановке вопроса – в условиях информационно-компьютерно-коммуникационной революции, происходящей во всем мире прямо сейчас, у нас на глазах.
Итак, два приятеля, возраста явно за сорок, проработавшие всю жизнь коммивояжерами (разъездные сбытовые агенте) вдруг оказываются не у дел: эта профессия – умерла, ее заменил Интернет… Что делать в новой ситуации? Они решаются на неодинарный шаг – предложить себя ИТ-компании (при минимальных представлениях об ИТ), и не какой-нибудь, а самой Google.
Они пробиваются в число претендентов на работу и вступают в конкурентную гонку: все кандидаты (это ИТ-гении в возрасте до 20 лет) разбиваются на команды, которые должны пройти серию тестовых заданий и только команда-победитель попадет в штат Google. Разумеется, наши герои попадают в самую "отстающую" команду, которая, конечно же, в последний момент становится победителем интеллектуальной гонки. Кстати, как она стала лидером – тоже интересная "социальная история".
В официальных данных о фильме, я ничего такого не увидели, но буду очень удивлен, если Google не являлся спонсором фильма. Конечно же, фильм продвигает компании и более того, очень точно нацелен на решение кадрового вопроса: нет ни секунды сомнений, что после проката число запросов на прием на работу в компанию резко увеличился.
Хотя, лично для меня, спонсорское участие Google никак не повлияло на восприятие фильма: больше интересовали общечеловеские вещи. Кстати, наличие спонсора совсем не вредит качеству: хорошо известно, что кинощедевр "Мужчина и женщина" был снят на деньги автокомпании (сейчас уже не помню, какой, кажется "Форд"), причем чуть ли не за несколько дней…
"Из всех искусств для нас важнейшим является кино" – об этой фразе вождя мирового пролетариата можно спорить, но то, что подобные фильма влияют на умонастроения молодых людей (да и не только молодых) – безусловно. Изветсный факт: после выхода в 70е годы фильма "Офицеры" конкурс в военные училища возрос чуть ли не в два раза.
Так вот, на вопрос "Как заманить выпускников школ" ответы давным давно известны. Главный из них: нужно что-то реально делать для этого. И не только ходить на прием к Президенту, но и сами что-то…
Фильмов и телефильмов у нас производиться много. Но сколько из них посвящено "жизни ИТишников"? Присутствуют ли там сред персонажей ИТ-специалисты?
Я за многие последние годы могу вспомнить только один пример – "Хотабыч". Кстати, классный фильм. Давно только это уже было…
То, что они изучали советский опыт - безусловно. И еще американские компании активно использовали ссылки на советский опыт, лоббируя собственные проекту и отстаивая собственные интересы (проще говоря, пугали правительство, добиваясь от них увеличения финансирования), это то же было.
Ну, а о том, что как США занимались популяризацией "высоких целей" - это отдельная история, по которой можно написать многотомник.
У них все, даже военные, проекты работают в трех целях: военное применение, гражданское и патриотически-воспитательное.
Примеры - на каждом шагу. Практически любой крупный проект реализуется одновременно как "выставка достижений" и музей.
Например - космодром на мысе Канаверел: это не только сборочно-пусковой центр, но и гигансткий музей и выставка демонстрации текущих дел. Все (!!!) запуски с начала 1960 транслируются во телевидению в прямом эфире, десятки тысяч людей приезжают посмотреть очно. Публичные были даже тестовые запуски Сатурна-5...
Что там говорить...
Необходимость создания фильмов, способствующих популяризации ИТ-специальностей среди школьников, а также их родителей, активно обсуждалась ещё в прошлом году. К примеру, в ноябре на Общем собрании АП КИТ в “Балчуге”. Более того, один известный интегратор уже тогда готов был выложить достаточно крупную сумму на создание такого фильма.
Главная загвоздка тут – отсутствие хорошего сценария.
Впрочем, уже сейчас снимается фильм под рабочим названием “Стартап”, сюжет которого основан на истории развития одной крупной российской ИТ-компании. Может, кто и о других планах такого рода что знает?
А вот, если интересно, одна из моих прошлогодних заметок о необходимости популяризации ИТ-специальностей среди мальчишек и девчонок: “В каком возрасте следует приобщаться к ИТ-бизнесу?”.
Также напомню: cогласно недавно опубликованному “Плану деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2013 -- 2018 годов” показатель 2.5 "Место ИТ-профессий в рейтинге популярности профессий среди выпускников школ” должен увеличиться с нынешних 8 (восьми), до четырех (к 2018 г.). Поэтому можно предположить, что Минкомсвязи будет всячески поддерживать (возможно, не только морально, но и материально), различные инициативы, направленные на популяризацию ИТ-специальностей среди выпускников школ. В том числе, посредством кино и телевидения.
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=104185
И уже на кого меньше всего нужно надеться в этом, так это на Министерство. В том числе и потому, что это не его дело.
Я думаю, что Google не ходил просить деньги на фильм к Абаме.
Что касается отсутствия сценария - это просто смешно. Если хотят получит хороший на халяву - могут ждать всю жизнь. И не дождутся.