НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Как нам решать проблему ИТ-кадров

Андрей Колесов
04.07.2013 10:15:44

Хотел написать об этом еще в выходные, не удалось, о теме напомнил Владимир Митин своим постом: Как заманить выпускников школ учиться на ИТ-специальности?

Так вот, в пятницу вечером я ходил в кино, смотрел фильм "Кадры". Сразу поясню, "кадры" – это именно проблема кадрового обеспечения современной компании. Более того – именно ИТ-компании…

Фильм по жанру комедия, вроде бы простенькая, но я бы ее отнес к характерной для американского кино категории "социального кино", поскольку в ней в явном виде продвигаются общечеловеческие ценности: дружба, вера в свои силы, что добро всегда побеждает зло, толерантность (причем не только национальная, но и сексуальная)… И кроме того, там в явном виде присутствует линия (более того - она главная) о проблемах адаптации людей "прошлого времени" к меняющимся условиям жизни и о необходимости поддержки "связи времен" (поколений). И две последние проблемы там рассматриваются в конкретной постановке вопроса – в условиях информационно-компьютерно-коммуникационной революции, происходящей во всем мире прямо сейчас, у нас на глазах.

Итак, два приятеля, возраста явно за сорок, проработавшие всю жизнь коммивояжерами (разъездные сбытовые агенте) вдруг оказываются не у дел: эта профессия – умерла, ее заменил Интернет… Что делать в новой ситуации? Они решаются на неодинарный шаг – предложить себя ИТ-компании (при минимальных представлениях об ИТ), и не какой-нибудь, а самой Google.

Они пробиваются в число претендентов на работу и вступают в конкурентную гонку: все кандидаты (это ИТ-гении в возрасте до 20 лет) разбиваются на команды, которые должны пройти серию тестовых заданий и только команда-победитель попадет в штат Google. Разумеется, наши герои попадают в самую "отстающую" команду, которая, конечно же, в последний момент становится победителем интеллектуальной гонки. Кстати, как она стала лидером – тоже интересная "социальная история".

В официальных данных о фильме, я ничего такого не увидели, но буду очень удивлен, если Google не являлся спонсором фильма. Конечно же, фильм продвигает компании и более того, очень точно нацелен на решение кадрового вопроса: нет ни секунды сомнений, что после проката число запросов на прием на работу в компанию резко увеличился.

Хотя, лично для меня, спонсорское участие Google никак не повлияло на восприятие фильма: больше интересовали общечеловеские вещи. Кстати, наличие спонсора совсем не вредит качеству: хорошо известно, что кинощедевр "Мужчина и женщина" был снят на деньги автокомпании (сейчас уже не помню, какой, кажется "Форд"), причем чуть ли не за несколько дней…

"Из всех искусств для нас важнейшим является кино" – об этой фразе вождя мирового пролетариата можно спорить, но то, что подобные фильма влияют на умонастроения молодых людей (да и не только молодых) – безусловно. Изветсный факт: после выхода в 70е годы фильма "Офицеры" конкурс в военные училища возрос чуть ли не в два раза.

Так вот, на вопрос "Как заманить выпускников школ" ответы давным давно известны. Главный из них: нужно что-то реально делать для этого. И не только ходить на прием к Президенту, но и сами что-то…

Фильмов и телефильмов у нас производиться много. Но сколько из них посвящено "жизни ИТишников"? Присутствуют ли там сред персонажей ИТ-специалисты?

Я за многие последние годы могу вспомнить только один пример – "Хотабыч". Кстати, классный фильм. Давно только это уже было…

Комментариев: 6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

04.07.2013 12:13:35

Вспомнилось старенькое. Глава "Мои вычислительные корни" из книги "IT Проекты - Фронтовые очерки" Джо Мараско.
http://project.dovidnyk.info/index.php/programnye-proekty/itproekty/271-moi_vychislitel_nye_korni
Рассказывает о том, как Америка догоняла СССР по качеству о количеству научно-технических кадров.

04.07.2013 12:24:20

Разумеется, у СССР были сильные аспекты в плане образования и подготовки кадров. Были некоторые сильные черты у кадров.
Но в целом, то, что США "догоняла" СССР - это просто советсткий миф. Догоняющим всегда был СССР. В некоторых аспектах мы опережали, в целом - никогда.

04.07.2013 13:01:00

Книжка-то переводная. Автор "... сейчас занимает пост президента и CEO компании Ravenflow, а до этого был первым вице-президентом и руководителем Rational Software, ставшей одним из пяти брэндов IBM. Он занимал многочисленные ответственные должности, связанные с разработкой продуктов, маркетингом и организацией продаж в регионах, руководя проектами Rational Apex и Visual Modeler для Microsoft Visual Studio. В 1998 г. он занимал должность первого вице-президента по операционной деятельности, а покинул Rational в 2003 г..."
Что-то сомневаюсь, что он советские мифы цитирует.
Я не затем ссылку привёл, что бы пофлеймить про "СССР vs Америка". А в качестве примера, каким образом, какими средствами, когда-то в Америке были популяризированы научно-технические специальности и, тем самым, в довольно сжатые, по историческим меркам сроки, было ликвидировано отставание Америки от СССР в некоторых вопросах.

04.07.2013 13:25:30

Возможно, я что-то не понял в тексте по ссылке. Извините. В любом случае там нужно это нужно изучать более внимательно.

То, что они изучали советский опыт - безусловно. И еще американские компании активно использовали ссылки на советский опыт, лоббируя собственные проекту и отстаивая собственные интересы (проще говоря, пугали правительство, добиваясь от них увеличения финансирования), это то же было.

Ну, а о том, что как США занимались популяризацией "высоких целей" - это отдельная история, по которой можно написать многотомник.
У них все, даже военные, проекты работают в трех целях: военное применение, гражданское и патриотически-воспитательное.
Примеры - на каждом шагу. Практически любой крупный проект реализуется одновременно как "выставка достижений" и музей.

Например - космодром на мысе Канаверел: это не только сборочно-пусковой центр, но и гигансткий музей и выставка демонстрации текущих дел. Все (!!!) запуски с начала 1960 транслируются во телевидению в прямом эфире, десятки тысяч людей приезжают посмотреть очно. Публичные были даже тестовые запуски Сатурна-5...

Что там говорить...

05.07.2013 13:35:55

Цитата
“Фильмов и телефильмов у нас производиться много. Но сколько из них посвящено "жизни ИТишников"? Присутствуют ли там среди персонажей ИТ-специалисты?”


Необходимость создания фильмов, способствующих популяризации ИТ-специальностей среди школьников, а также их родителей, активно обсуждалась ещё в прошлом году. К примеру, в ноябре на Общем собрании АП КИТ в “Балчуге”. Более того, один известный интегратор уже тогда готов был выложить достаточно крупную сумму на создание такого фильма.

Главная загвоздка тут – отсутствие хорошего сценария.

Впрочем, уже сейчас снимается фильм под рабочим названием “Стартап”, сюжет которого основан на истории развития одной крупной российской ИТ-компании. Может, кто и о других планах такого рода что знает?

А вот, если интересно, одна из моих прошлогодних заметок о необходимости популяризации ИТ-специальностей среди мальчишек и девчонок: “В каком возрасте следует приобщаться к ИТ-бизнесу?”.

Также напомню: cогласно недавно опубликованному “Плану деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2013 -- 2018 годов” показатель 2.5 "Место ИТ-профессий в рейтинге популярности профессий среди выпускников школ” должен увеличиться с нынешних 8 (восьми), до четырех (к 2018 г.). Поэтому можно предположить, что Минкомсвязи будет всячески поддерживать (возможно, не только морально, но и материально), различные инициативы, направленные на популяризацию ИТ-специальностей среди выпускников школ. В том числе, посредством кино и телевидения.

05.07.2013 14:29:11

Про то, что нужно не только выбивать у правительства бюджетные места, но и заниматься тем, тем, чтобы народ шел на эти места, говорится и пишется уже чуть ли не 10 лет. Вот статья 2007 года, где про это говорится:

http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=104185

И уже на кого меньше всего нужно надеться в этом, так это на Министерство. В том числе и потому, что это не его дело.

Я думаю, что Google не ходил просить деньги на фильм к Абаме.

Что касается отсутствия сценария - это просто смешно. Если хотят получит хороший на халяву - могут ждать всю жизнь. И не дождутся.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии