Еще одна проблема состоит в том, что в России не так уж много (по сравнению с другими странами) выпускников вузов стремятся стать предпринимателями. Причин тому несколько. И главная из них, видимо, кроется в том, что нет пока в нашей стране механизмов, в должной степени стимулирующих деятельность “наукоемких” предпринимателей.
Тем не менее, ИТ-стартапов в России достаточно много. Так например, желание участвовать в проекте Russian Startup Rating (RSR) -- его итоги были оглашены вчера, в последние часы работы четвертой ежегодной международной IT-конференции TechCrunch Moscow -- изъявили свыше 700 российских стартапов, которых организаторы разбили на три основные категории: “IT, Интернет и mobile”, “Hi-Tech” (новые материалы и оборудование), “Биотехнологии и медицина”. Вообще говоря, такое разбиение мне кажется достаточно искусственным. Ведь самые прорывные результаты, как известно, возникают на стыке технологий.
Более того -- иногда, чтобы создать инновационное решение, даже и придумывать ничего принципиально нового не надо: достаточно удачно скомбинировать уже известные технологии и явить миру продукт, спрос на который превзойдет все предполагаемые ожидания. Взять те же айфоны и iPad’ы – ведь это, по сути, устройства, в которых удачно сочетаются технологии, давно использовавшиеся в других ИТ-гаджетах. Но необычное сочетание хорошо известных технологий привело к созданию качественно нового продукта.
Интерес к стартапам проявляют не только венчурные инвесторы, но и крупные предприятия, имеющие привычку развиваться путем “поедания” инновационных компаний. При этом “поедателя” зачастую интересует не только (и не столько) коллектив поедаемой компании, сколько её патенты и клиентская база. Впрочем, далеко не все стартапы доживают до тех времен, когда они становятся интересны “акулам капитализма”. Венчурным инвесторам хорошо известна формула “3-3-3-1”. Она означает, что из десяти проинвестированных компаний три “проваливаются” (вместе с вложенными в них денежками), три “выходят в ноль”, три дают небольшую прибыль, и лишь одна приносит такую прибыль, которая оправдывает все убытки, причиненные инвестору другими девятью компаниями.
Однако цыплят (в нашем случае -- стартапов) считают не только “по осени” (т. е. когда их пора поедать), но и в процессе роста.
Инициаторы упомянутого выше проекта RSR утверждают, что он направлен на развитие экосистемы технологического предпринимательства в России. А его основная задача -- выявлять и явить общественности перспективные российские стартапы. Роль судей в этом проекте взяли на себя несколько десятков экспертов (их имена и области интересов можно найти на сайте проекта), которые оценивали стартапы по различным параметрам: технология, рынок, команда, продукт, технология, рынок, инвестиции, патенты, медиа-активность, экспертная оценка.
В итоге в категории “ИТ/Интернет” были выявлены 25 наиболее перспективных стартапов (их имена, перечисленные в алфавитном порядке, вы видите ниже).
Пример публикации результатов экспертной оценки конкретного стартапа, принявшего участие в проекте RSR (в категории “IT, Интернет и mobile”)
Разумеется, не следует считать этот ТОП-25 истиной в последней инстанции. Хотя бы потому, что далеко не все российские стартапы сочли нужным участвовать в проекте RSR. К примеру, представители Российской венчурной компании (РВК), сформировавшей 13 фондов общим размером более 13 млрд. руб., утверждают, что общее количество стартапов, получивших поддержку РВК в форме менторства и экспертизы, приближается к десяти тысячам.
Тем не менее, любопытно будет лет так через пять-семь (типичный срок возврата венчурных инвестиций) посмотреть, кто из перечисленных выше 25 наиболее перспективных (по версии RSR) ИТ-стартапов внесет заметный вклад в российский ИТ-рынок. Не исключено, что ими станут совсем другие компании.