На ежегодных собраниях АРОС, которые проводятся 20 лет подряд, как правило, выплывают различные проблемы отрасли – недоработки наших законодателей, острые моменты монополизации рынка, злоупотребления администраций местных органов власти. Последнее годы среди участников АРОС главным драйвером различных инноваций и европейских практик в ассоциации была компания Tele2. Например, именно эта фирма последовательно продвигала идею внедрения на отечественных сетях связи принципа технологической нейтральности, которую, в свою очередь, успешно тормозили участники Союза LTE.
Это и не удивительно – долгие годы Tele2 не пускали работать в Московский регион, где лидеры мобильной связи РФ «делают» около половины своего оборота, умело «обошли» при раздаче лицензий на 3G и 4G, не «заметили» их намерений по созданию оператора виртуальной сети мобильной связи MVNO (список можно продолжить). И на прошлогоднем собрании АРОС, наверное, треть всех выступлений, реплик и предложений исходила именно от Tele2.
Но вот в нынешнем году на собрании АРОС эту компанию было не видно и не слышно. Ни одного выступления, хотя в списке на сайте АРОС московское представительство этой фирмы все еще остается членом Ассоциации. Может быть, все дело в том, что российское подразделение компании сменило владельцев и теперь объединяется в совместное предприятие с мобильными активами госпредприятия «Ростелеком»?
И в рамках нового СП все спорные вопросы и трудные моменты предшествующего периода волшебным образом будут решены: и в Москву пустят, и 3G/4G-лицензии найдутся. А технологическая нейтральность и так уже вроде бы разрешена (при соблюдении определенных условий Минкомсвязи). Да и MVNO для новой компании уже и не актуально совсем.
Можно не сомневаться, что у такого СП далее все будет в ажуре. Оно прекрасно впишется в качестве четвертого крупного участника в олигопольный пул ведущих игроков российской сотовой связи и будет свысока посматривать на вчерашних коллег из Ассоциации региональных операторов. Ну, а застарелые проблемы отрасли, типа MVNO, со временем научатся поднимать и другие малые игроки рынка. Например, один из пионеров продвижения этого вида бизнеса на российские сети и участник АРОС, который в течение 10 лет по замечательным нынешним правилам не может организовать свое предприятие MVNO. Но, это как говорится, уже совсем другая история…