НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Реальное импортозамещение в сфере ИТ: что делать, чтобы оно стало возможным. И чего не делать

Григорий Сизоненко
25.08.2014 14:11:37

Тема поддержки отечественного производителя всегда была актуальной и проблемной. Нужна ли такая поддержка в условиях рыночной экономики? Какие направления экономики поддерживать действительно необходимо? Какие формы должна, а какие не должна принимать такая поддержка? В последние годы эти вопросы поднимались не раз, — и на государственном уровне, и в бизнес-сообществе, и в СМИ. К сожалению, ясные ответы так и не были получены, пока на Россию не попытались надавить с помощью разного рода санкций. С одной стороны, это делает ответ на вопрос о необходимости поддержки очевидным. Но, в то же время, как никогда важно правильно выбрать направления и формы поддержки, ведь будет совсем плохо, если ресурсы и время будут потрачены, а результата не будет.
Естественно, я буду говорить об ИТ-отрасли, которую хорошо знаю и от которой в современном мире зависит многое: управление во всех масштабах и видах, технологические перспективы во всех отраслях реальной экономики, работа финансовой системы, образование, здравоохранение и, как теперь очевидно, безопасность страны, в прямом смысле слова.
Кроме того, именно в сфере ИТ особенно губительным оказывается выдаваемый за очевидный принцип, что решения должны выбираться по критерию минимальных затрат и что заказчик (в том числе госзаказчик) не должен ни в какой форме предпочитать отечественного поставщика зарубежному. К чему это привело, все мы видим. Но что делать?
Говоря об ИТ-отрасли, надо разделить две составляющие — железо и софт. В области железа ситуация особенно сложна и без огромных частно государственных инвестиций в эту нишу догнать передовые страны просто невозможно. Я же хочу подробнее остановиться на софте, отдельно рассмотрев инфраструктурное и прикладное ПО. Однако чтобы куда-то двигаться, нужно сначала оценить, где мы находимся.
Мы с гордостью заявляем, что Россия владеет огромным потенциалом программистов, пользующихся устойчивым спросом во всем ИТ-мире. Вопрос в том, как государство распоряжается этим потенциалом. С одной стороны, мы экспортируем программистов. А внутрироссийские успехи, как нетрудно заметить, в большинстве своем достигнуты на ниве именно прикладного ПО. День и ночь тысячи российских программистов, используя зарубежное инфраструктурное ПО, пишут на нем или для него прикладные задачи. А каждая такая задача только усиливает рыночные позиции этого инфраструктурного ПО. Это очевидно. В то же время, это один из тех механизмов, с помощью которого зарубежные поставщики инфраструктурного ПО незаметно решают две стратегические задачи: упрощают дальнейшее продвижение своих решений, а также перетягивают российских разработчиков из области общесистемных задач на прикладной уровень, что требует от них совсем других знаний. Вполне реальна угроза, что еще несколько лет — и российские разработчики просто не смогут понять, как устроено и как работает современное инфраструктурное ПО, т.е. в принципе не смогут создавать и развивать его. А это крайне опасно, ведь именно инфраструктурное ПО — фундамент, на котором строятся информационные системы, их скелет, нервная и кровеносная системы.
Тем не менее, сегодня в России существует круг компаний, хотя и крайне узкий, которые на свой страх и риск системно занимаются разработкой отечественного инфраструктурного ПО. Однако пробиться на рынок им бывает безумно сложно. За десятилетия сложилась ситуация, когда зарубежные разработчики, используя весь арсенал средств рыночной и нерыночной конкуренции, практически монополизировали российский рынок. Все это время попытки российских компаний заявить о себе наталкивались, как минимум, на агрессивное непонимание со стороны тех же российских государственных заказчиков. Аргументы не отличались особой тонкостью: вы хотите нас посадить на иглу (?!), а если вы разоритесь (?!), а если не будет работать (?!)… Но этого вполне хватало, чтобы российские разработки отодвигались, а зарубежные захватывали рынок.
Потом появились всевозможные инвестиционные фонды, в том числе государственные, призванные влить деньги в отечественные разработки. И опять двадцать пять! Экспертные комиссии фондов в упор не видят необходимость разработки инфраструктурного ПО, аргументируя свою позицию тем, что рынок этот уже занят. Все ждут чего-то совершенно нового, грезят светлым будущим. Совершенно забывая о том, что не получив опыта в современных разработках, прорыв в будущее совершить невозможно. Посмотрите, скажем, на результаты работы ИТ-направления в Сколково. Ни одной инфраструктурной разработки! Только прикладное или специализированное ПО. Может быть нужное и важное, но не создающее ИТ-фундамента в России.
Мне кажется, что государственная поддержка отечественных разработчиков инфраструктурного ПО не требует от государства каких-то сверхъестественных шагов. Здесь даже не нужны государственные инвестиции. Но нужно принять политическое решение о закупке готового инфраструктурного ПО у российских разработчиков. Без оглядки на ВТО.
Т.е. надо создать широкий и устойчивый рынок для российского инфраструктурного софта. Причем на этот шаг надо пойти, даже если этот софт сегодня функционально хуже зарубежных разработок. Приток денег и формирование четких требований заказчиков позволят достаточно быстро повысить функциональность отечественного ПО и дадут огромный стимул дальнейшему развитию отечественных компаний. Тем более, что такие компании и такие разработки, как я уже говорил, в России сегодня есть. Это в основном средний бизнес. И его нужно поддержать заказами государства и компаний с государственным участием. В дальнейшем рынок все расставит по местам. Средний бизнес либо будет поглощен, либо вырастет в крупный.
При этом не нужно тратить деньги на всякие бесперспективные ОКРы, чем так грешит наше государство. ОКРы в нише разработки инфраструктурного ПО — бессмысленная трата денег. Ведь конкурсы на них выигрывают не те, у кого есть необходимые компетенции, а те, кто ближе к кормушке. История развития отечественного бизнеса демонстрировала это уже не один раз.
Причем здесь налицо и другая опасность — государство дает неверный сигнал рынку: я претендую на разработки в этой нише. А кто будет тягаться с государством? Поэтому инвестиции частного бизнеса в нишу разработки инфраструктурного ПО пока идут очень неохотно.
Именно поэтому я считаю, что разработку подобного ПО за государственные деньги необходимо запретить законодательно.
Санкции встряхнули наше общество — и розовые очки упали. Реальность и масштабы проблемы технологической независимости и безопасности страны стали видны гораздо отчетливее. Эту проблему действительно надо решать. Быстро. Четко. Спокойно. Избегая системных ошибок.

Комментариев: 2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

26.08.2014 15:18:58

Вчера написал комментарий по посту, но что-то сбойнуло - не опубликовался.
Попробую коротенько повторить:

Цитата
Кроме того, именно в сфере ИТ особенно губительным оказывается выдаваемый за очевидный принцип, что решения должны выбираться по критерию минимальных затрат и что заказчик (в том числе госзаказчик) не должен ни в какой форме предпочитать отечественного поставщика зарубежному. К чему это привело, все мы видим.


А к чему привело? Мы пока можем видеть, что из довольно отсталой в ИТ-плане страны (в 90е) Россия превратилась во вполне нормальную ИТ-страну. И что тут плохого?

Цитата
без огромных частно государственных инвестиций в эту нишу догнать передовые страны просто невозможно.


А откуда уверенность, что такие инвестиции могут изменить положение вещей в этом направлении? В советские времена инвестиции были, но догнать не удалось, отставание усиливалось.
Посмотрите на соседние отласли. Делались огромные инвестиции в самолетостроение. И где наши самолеты?

А по сути - все же не очень понятно, что вы конкретно предлагаете? Формировать спрос на отечественное инфраструктурное ПО? Каким образом? Вводя запреты на импортное ПО?

Но все это мы уже проходили в своей истории. И мы в результате не получали отечественную продукцию с качеством мирового уровня. Все это мы уже прохидили.

Проблема с инфраструктурными ПО заключается в том, что оно требует качественно иных по объему инвестиций, по сравнению с прикладным. На прикладном уровне нам получает конкурировать с западным ПО потому, что у нас есть специафическое национальное законодательство (бухгалтерия, документооборот).
Чтобы сделать качественную ОС, национального рынка недостаточно, нужны именно глобальные масштабы.
Кто может назвать удачные примеры инфраструктурного ПО национального масштаба?

29.08.2014 17:08:51

Всё верно, почти всё. Продуктивность тактики запретов вызывает сомнения.
Не упомянута проблема стандартизации: отсутствие стандартов (в первую очередь, на взаимодействие с государством) и неприменение тех стандартов которые несмотря ни на что удалось родить. Зачем стандарты, могу если потребуется аргументировать, а пока вот такой тезис: фиксация правил игры исключает необходимость запрещать законодательно. Требование соответствия правилам вместо запретов, по-моему будет гораздо более продуктивно.
Почему сейчас так как оно есть - потому что работа по "понятиям" для имеющих власть чисто удобнее. То, что такой стиль нагибает всех остальных в расчёт не принимается, и это самая главная проблема.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии