НовостиСобытияКонференцииIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Реальное импортозамещение в сфере ИТ: что делать, чтобы оно стало возможным. И чего не делать

Тема поддержки отечественного производителя всегда была актуальной и проблемной. Нужна ли такая поддержка в условиях рыночной экономики? Какие направления экономики поддерживать действительно необходимо? Какие формы должна, а какие не должна принимать такая поддержка? В последние годы эти вопросы поднимались не раз, — и на государственном уровне, и в бизнес-сообществе, и в СМИ. К сожалению, ясные ответы так и не были получены, пока на Россию не попытались надавить с помощью разного рода санкций. С одной стороны, это делает ответ на вопрос о необходимости поддержки очевидным. Но, в то же время, как никогда важно правильно выбрать направления и формы поддержки, ведь будет совсем плохо, если ресурсы и время будут потрачены, а результата не будет.
Естественно, я буду говорить об ИТ-отрасли, которую хорошо знаю и от которой в современном мире зависит многое: управление во всех масштабах и видах, технологические перспективы во всех отраслях реальной экономики, работа финансовой системы, образование, здравоохранение и, как теперь очевидно, безопасность страны, в прямом смысле слова.
Кроме того, именно в сфере ИТ особенно губительным оказывается выдаваемый за очевидный принцип, что решения должны выбираться по критерию минимальных затрат и что заказчик (в том числе госзаказчик) не должен ни в какой форме предпочитать отечественного поставщика зарубежному. К чему это привело, все мы видим. Но что делать?
Говоря об ИТ-отрасли, надо разделить две составляющие — железо и софт. В области железа ситуация особенно сложна и без огромных частно государственных инвестиций в эту нишу догнать передовые страны просто невозможно. Я же хочу подробнее остановиться на софте, отдельно рассмотрев инфраструктурное и прикладное ПО. Однако чтобы куда-то двигаться, нужно сначала оценить, где мы находимся.
Мы с гордостью заявляем, что Россия владеет огромным потенциалом программистов, пользующихся устойчивым спросом во всем ИТ-мире. Вопрос в том, как государство распоряжается этим потенциалом. С одной стороны, мы экспортируем программистов. А внутрироссийские успехи, как нетрудно заметить, в большинстве своем достигнуты на ниве именно прикладного ПО. День и ночь тысячи российских программистов, используя зарубежное инфраструктурное ПО, пишут на нем или для него прикладные задачи. А каждая такая задача только усиливает рыночные позиции этого инфраструктурного ПО. Это очевидно. В то же время, это один из тех механизмов, с помощью которого зарубежные поставщики инфраструктурного ПО незаметно решают две стратегические задачи: упрощают дальнейшее продвижение своих решений, а также перетягивают российских разработчиков из области общесистемных задач на прикладной уровень, что требует от них совсем других знаний. Вполне реальна угроза, что еще несколько лет — и российские разработчики просто не смогут понять, как устроено и как работает современное инфраструктурное ПО, т.е. в принципе не смогут создавать и развивать его. А это крайне опасно, ведь именно инфраструктурное ПО — фундамент, на котором строятся информационные системы, их скелет, нервная и кровеносная системы.
Тем не менее, сегодня в России существует круг компаний, хотя и крайне узкий, которые на свой страх и риск системно занимаются разработкой отечественного инфраструктурного ПО. Однако пробиться на рынок им бывает безумно сложно. За десятилетия сложилась ситуация, когда зарубежные разработчики, используя весь арсенал средств рыночной и нерыночной конкуренции, практически монополизировали российский рынок. Все это время попытки российских компаний заявить о себе наталкивались, как минимум, на агрессивное непонимание со стороны тех же российских государственных заказчиков. Аргументы не отличались особой тонкостью: вы хотите нас посадить на иглу (?!), а если вы разоритесь (?!), а если не будет работать (?!)… Но этого вполне хватало, чтобы российские разработки отодвигались, а зарубежные захватывали рынок.
Потом появились всевозможные инвестиционные фонды, в том числе государственные, призванные влить деньги в отечественные разработки. И опять двадцать пять! Экспертные комиссии фондов в упор не видят необходимость разработки инфраструктурного ПО, аргументируя свою позицию тем, что рынок этот уже занят. Все ждут чего-то совершенно нового, грезят светлым будущим. Совершенно забывая о том, что не получив опыта в современных разработках, прорыв в будущее совершить невозможно. Посмотрите, скажем, на результаты работы ИТ-направления в Сколково. Ни одной инфраструктурной разработки! Только прикладное или специализированное ПО. Может быть нужное и важное, но не создающее ИТ-фундамента в России.
Мне кажется, что государственная поддержка отечественных разработчиков инфраструктурного ПО не требует от государства каких-то сверхъестественных шагов. Здесь даже не нужны государственные инвестиции. Но нужно принять политическое решение о закупке готового инфраструктурного ПО у российских разработчиков. Без оглядки на ВТО.
Т.е. надо создать широкий и устойчивый рынок для российского инфраструктурного софта. Причем на этот шаг надо пойти, даже если этот софт сегодня функционально хуже зарубежных разработок. Приток денег и формирование четких требований заказчиков позволят достаточно быстро повысить функциональность отечественного ПО и дадут огромный стимул дальнейшему развитию отечественных компаний. Тем более, что такие компании и такие разработки, как я уже говорил, в России сегодня есть. Это в основном средний бизнес. И его нужно поддержать заказами государства и компаний с государственным участием. В дальнейшем рынок все расставит по местам. Средний бизнес либо будет поглощен, либо вырастет в крупный.
При этом не нужно тратить деньги на всякие бесперспективные ОКРы, чем так грешит наше государство. ОКРы в нише разработки инфраструктурного ПО — бессмысленная трата денег. Ведь конкурсы на них выигрывают не те, у кого есть необходимые компетенции, а те, кто ближе к кормушке. История развития отечественного бизнеса демонстрировала это уже не один раз.
Причем здесь налицо и другая опасность — государство дает неверный сигнал рынку: я претендую на разработки в этой нише. А кто будет тягаться с государством? Поэтому инвестиции частного бизнеса в нишу разработки инфраструктурного ПО пока идут очень неохотно.
Именно поэтому я считаю, что разработку подобного ПО за государственные деньги необходимо запретить законодательно.
Санкции встряхнули наше общество — и розовые очки упали. Реальность и масштабы проблемы технологической независимости и безопасности страны стали видны гораздо отчетливее. Эту проблему действительно надо решать. Быстро. Четко. Спокойно. Избегая системных ошибок.
Колесов Андрей
Вчера написал комментарий по посту, но что-то сбойнуло - не опубликовался.
Попробую коротенько повторить:

Кроме того, именно в сфере ИТ особенно губительным оказывается выдаваемый за очевидный принцип, что решения должны выбираться по критерию минимальных затрат и что заказчик (в том числе госзаказчик) не должен ни в какой форме предпочитать отечественного поставщика зарубежному. К чему это привело, все мы видим.

А к чему привело? Мы пока можем видеть, что из довольно отсталой в ИТ-плане страны (в 90е) Россия превратилась во вполне нормальную ИТ-страну. И что тут плохого?

без огромных частно государственных инвестиций в эту нишу догнать передовые страны просто невозможно.

А откуда уверенность, что такие инвестиции могут изменить положение вещей в этом направлении? В советские времена инвестиции были, но догнать не удалось, отставание усиливалось.
Посмотрите на соседние отласли. Делались огромные инвестиции в самолетостроение. И где наши самолеты?

А по сути - все же не очень понятно, что вы конкретно предлагаете? Формировать спрос на отечественное инфраструктурное ПО? Каким образом? Вводя запреты на импортное ПО?

Но все это мы уже проходили в своей истории. И мы в результате не получали отечественную продукцию с качеством мирового уровня. Все это мы уже прохидили.

Проблема с инфраструктурными ПО заключается в том, что оно требует качественно иных по объему инвестиций, по сравнению с прикладным. На прикладном уровне нам получает конкурировать с западным ПО потому, что у нас есть специафическое национальное законодательство (бухгалтерия, документооборот).
Чтобы сделать качественную ОС, национального рынка недостаточно, нужны именно глобальные масштабы.
Кто может назвать удачные примеры инфраструктурного ПО национального масштаба?
Исопенко Павел
Всё верно, почти всё. Продуктивность тактики запретов вызывает сомнения.
Не упомянута проблема стандартизации: отсутствие стандартов (в первую очередь, на взаимодействие с государством) и неприменение тех стандартов которые несмотря ни на что удалось родить. Зачем стандарты, могу если потребуется аргументировать, а пока вот такой тезис: фиксация правил игры исключает необходимость запрещать законодательно. Требование соответствия правилам вместо запретов, по-моему будет гораздо более продуктивно.
Почему сейчас так как оно есть - потому что работа по "понятиям" для имеющих власть чисто удобнее. То, что такой стиль нагибает всех остальных в расчёт не принимается, и это самая главная проблема.