[spoiler]Разумеется, чрезмерная жадность российских предпринимателей играет свою отрицательную роль. Однако, основная проблема «организованного» туризма в том, что операторы не учли один важный фактор — интернет. Точнее — учли, но однобоко.
В доинтернетные времена турфирмы существовали за счёт эксклюзивного доступа к информации. Обложившись всевозможными справочниками, сотрудники компаний постоянно обзванивали гостиницы в поисках предпочтительного для клиента варианта размещения, искали компетентных экскурсоводов, работали непосредственно с перевозчиками и т.д. Иными словами, делали то, чего потребитель не мог сделать чисто физически.
Интернет был воспринят компаниями как абсолютное благо. Во-первых, с его помощью можно проще и быстрее донести предложения до потенциального клиента. Поэтому ИТ-подразделения турфирм с большим энтузиазмом взялись делать сайты и мобильные приложения.
Во-вторых, стало значительно проще найти нужную для оказания услуги информацию. Но компании не учли, что потенциальный клиент оказался в том же положении. По сути, интернет принёс в туристический бизнес информационное равенство поставщика и потребителя. И первые, приучая людей делать заказы по интернету, не только сокращали свои операционные расходы, но и постепенно приучали туриста не бояться сети. Чем и выкопали сами себе яму.
Руководители турфирм проспали тот момент, когда потенциальный клиент начал активно учиться обходиться без них. ИТ-отделы компаний могли бы про это напомнить, но они в это время были заняты написанием мобильных приложений, поскольку успели привыкнуть к своей второстепенной роли.
Хотя, не исключено, что всё было наоборот. Продвинутые «ИТ'шники» пытались объяснить руководству, что за какие-то 10-15 минут они самостоятельно нашли пару вариантов поездки по направлению предлагаемого тура, только в два раза дешевле и десять раз лучше. Но их слова были пропущены мимо ушей.
Результат всё равно один. Разглядев положительный для бизнеса потенциал интернета, руководители не заметили приносимых им проблем. А ведь наверняка знали, что у всякой палки два конца.
Чтобы не быть голословным, я проанализировал предложения отечественных турфирм по моим любимым направлениям — Крым, Кубань, Самбия. За какие-то полчаса всегда находил вариант, который и лучше, и дешевле. И, что самое главное — надёжней.
PS. Я почему-то уверен, что жертвой информационного равенства станет не только турбизнес. А всё потому, что не только некоторые предприятия, но и целые отрасли не считают себя «ИТ'шными». Хотя в действительности они уже давно стали самым настоящим ИТ-бизнесом. Но продолжают по привычке «торговать колбасой».