НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Актуальные вопросы импортозамещения

Андрей Колесов
30.07.2015 15:38:27

С летним затишьем приутихли и разговоры об ИТ-импортозащении. Но, думаю, что эта тема будет продолжать разыграваться осенью. Тут нужно напомнить, что с осени прошлого года Минкомсвязи ведет подготовку каких-то широкомасштабных проектов по созданию очередной "национальной программной платформы". Причем в отличие от прошлых попыток, которые не предусматривали серьезных госвложений, сейчас упоминаются суммы в миллиарды долларов.

Процесс этот (подготовка к созданию новой НПП) идет, как обычно, весьма конспиративным образом, информация о нем получается в виде обрывочных пресс-релизов, из которых понять что-то весьма сложно, и на уровне слухов, из которых выловить что-то путное вообще невозможно.
Что ж, подождем начала осенней активности и посмотрим, во что же выльются все эти наполеоновские прожекты.
А пока полезно посмотреть на то, как идет процесс импортозамещения в других областных народного хозяйства. На этот счет сегодня в "Известиях" появилась характерная статья – Проект самолета «Рысачок» не пережил кризиса.

Краткое содержание: наша аэрокосмическая промышленность, которая у нас до сих пор считается "мирового уровня", не справилась с задачей созданием легкомоторого самолета "Рысачок", который позиционировался как замена АН-2, несмотря на наличие госфинансирования. Проект начался еще восемь лет назад, и вот сейчас признан несвершившимся. Хотя на самом деле проект создания нового легкого самолета идет много больше (с момента выхода АН-2 в 1947 году, т.е. уже почти 70 лет!).

Фактически, все, что смогли сделать, – несколько опытных образцов, которые смогли продемонстрировать на ряде смотров, в том числе президенту России. Правда, авионика у него была американской, а двигатель – чешский. Проект год назад получил одобрение у первого лица страны, который высказал пожелание, что в самолете все было "импортозамещено". И вот, несмотря на такие распоряжения на высшем уровне, "импортозаместить" не смогли.
Точнее, заместить можно, но даже с американо-чешским оборудованием самолет по своим характеристикам не получался конкурентоспособным, а с отечественным – тем более…
Конечно, можно было бы силовым усилием заставить продолжать проект (хотя восемь лет – это многовато), заставить покупать через госзакупки именно "отечественный продукт", но только проблема в том, что на дворе затянувшийся кризис, денег на подобные развлечения нет.

Вот замечательная цитата из статьи:

Цитата
Конкурентный анализ показал, что самолет «Рысачок» и в базовой девятиместной конфигурации, и в варианте с увеличенной вместимостью уступает существующим самолетам-аналогам по комплексу технико-экономических показателей, — заявил «Известиям» источник в Минпромторге. — По-прежнему остаются нерешенными вопросы производства (кто и где будет его производить) и сбыта (кто будет покупать и эксплуатировать) указанного самолета.

Ну, то, что Минпромторг не может сказать что-то публично и может комментировать только на условиях анонимности – это отдельная тема. Но перечитайте последнюю фразу:

Цитата
"По-прежнему остаются нерешенными вопросы производства (кто и где будет его производить) и сбыта (кто будет покупать и эксплуатировать) указанного самолета"


То есть не решены два самых главных вопроса рыночной экономики.

Теперь вернемся в ИТ-импортозамещению.
Тут вроде бы все выглядит проще. 90% кода можно взять из зарубежных проектов Open Source. Производство ПО стоит недорого (наштамповать компант-дисков).

Но кто его будет покупать, да и даже бесплатно использовать?
Не говоря уже о том, что ПО требует поддержки и развития…

Хотя, конечно, для демонстрации президенту подобные произведения будут вполне годиться.

Комментариев: 9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

23.09.2015 20:32:14

Вы будете смеяться... В нашем городке живет мужик, так сказать местный Можайский, который своими руками уже построил три самолета. В них только движки покупные. Но он не может на них летать, потому что их надо зарегистрировать как транспортное средство. Больше самолеты строить не собирается, так как промышленные предприятия в городе практически встали. А в гараже кустарными способами и без заводского оборудования самолет не соберешь.
Как-то у нас все наизнанку. Как в старой советской поговорке. "Дураки в вагонах катаются, а умные под вагонами валяются".
Эти "импортозаместители" с "Рысачком" похоже ... денюжку освоили а про самолет ... забыли. Нашему бы "Можайскому" их деньги. Так нет же не отдадут.
А вспомните про грандов американского (!) вертолетостроения - Георгий Ботезат, Игорь Сикорский. Вроде как бы и гордость, русские же. А с другой стороны вопрос, что же они Родине не сгодились? А в Америке они реализовали свой потенциал
Всех своих талантливых детей земля наша как пасынков либо гнобит, либо отторгает.
Обидно за страну.
smile:( smile:( smile:(

23.09.2015 20:37:29

И опять вы походя пнули СПО. Что за мания? smile:evil:

23.09.2015 21:03:26

Не пинал - у меня вообще нет слова "СПО" в тексте.
А пнул я Минкомсвязи с их очередным национальным проектом. Причем очередным из разряда того же "рысочка".

Может быть, лучше нам обсудить не мою "манию", а манию МКС заниматься завиральными проектами?

23.09.2015 21:11:02

А зачем вообще обсуждать МКС? smile:D Фу-у. В приличном обществе это моветон.
Ну ладно, хорошо. Если вы так уж настаиваете.
Похоже они в поисках собственного предназначения. Еще не определились.
Надо только потерпеть. smile8)

23.09.2015 21:21:00

МКС.... Все совсем не так безобидно. Очень даже не безобидно. К сожалению.

23.09.2015 23:30:26

Вот поэтому и не обсуждаем, так как не безобидно. smile8)
Я Вас правильно понял?

24.09.2015 00:09:41

Я это обсуждаю именно потому, что это - не безобидно.
Обсуждаю.

23.09.2015 21:04:56

И еще в догонку. Бывший губернатор Челябинской области Юревич купил себе вертолет Bell 249. Почему же он не купил себе наш Ми-8 ("шайтан-арбу"), которого за издаваемые им звуки даже афганцы боялись как кары небесной.
А что. Выглядело бы вполне эффектно. Нагадил какой-нибудь чинушка в дальнем городке и думает что с рук сойдет. А тут на тебе. Гром гремит, земля трясется, вертолет как смерть несется... Сразу в голову прокрадывается мысль о неотвратимости наказания и возникает желание стать белым и пушистым... А Bell 249 - это как-то не серьезно — "Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете" (©, Крокодил Гена)

23.09.2015 21:20:00

Подобные примеры нашего "импортозамещения" - на каждом шагу... smile:(

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии