НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Ключевой тренд рынка - увеличение цикла обновления техники

Владимир Митин
15.09.2015 08:59:52

Под таким подзаголовком компания GfK Russia опубликовала вчера основные результаты исследования рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ) России по итогам первого полугодия 2015 г. (H1/2015).

То, что под влиянием ослабления курса рубля и непростой экономической ситуации в нашей стране падает спрос на ИТ-оборудование, не является секретом. Интрига лишь в том, на сколько именно процентов (в денежном и/или натуральном выражении) этот спрос падает.

Из оценок GfK следует, что в H1/2015 в нашей стране потребление БТиЭ уменьшилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 26,2% в натуральном и 15,3% в денежном (рублевом) выражении. При этом средняя цена устройств, относящихся к данной товарной группе, увеличилась (в рублях) на 38%.

“В нынешней ситуации потребитель рассматривает состояние имеющихся у него цифровых гаджетов либо как “еще послужит”, либо как “пора менять, не работает”, -- считает руководитель направления цифровой техники GfK в России Михаил Кулаков. -- Единственное устройство, которое потребитель регулярно обновляет - раз в год или даже в полгода - смартфоны. Спрос на них хоть и уменьшился по сравнению с первой половиной 2014 (-6% в штуках), но по-прежнему удерживает рынок телеком-продукции от резкого падения”.

Интересно отметить, что за рассматриваемый период, по оценкам GfK (см. расположенный ниже рисунок), онлайн-продажи БТиЭ в нашей стране в штучном выражении не только не упали, но даже немного (на +2,2%) увеличились. Это лишний раз подтверждает апрельский тезис GfK о том, что в России “Онлайн-торговля стремительно набирает обороты”. При этом быстрее всего (в среднем на 4,2%) онлайн-продажи БТиЭ растут в городах с населением до 1 млн. человек. А вот в Москве этот показатель равен лишь 2%.


Источник: GfK Russia, сентябрь 2015 г.

В июне этого года эксперты GfK отмечали, что отечественный “Рынок БТиЭ ещё не достиг дна”. Однако в июле специалисты НИУ ВШЭ обращали внимание на то, что дно розничного сегмента российского ИТ-рынка уже пройдено. Так ли это, покажет ближайшее будущее. Впрочем, гораздо интереснее рассматривать не “среднебольничную температуру” (среднерыночные показатели), а показатели отдельных сегментов этого рынка и его отдельных игроков. Так например, ещё в июне этого года эксперты IDC указывали на уверенные темпы роста российского рынка носимой электроники. При желании можно найти и другие растущие сегменты отечественного ИТ-рынка.

Что же касается тезиса о том, что “ключевой тренд рынка -- увеличение цикла обновления техники”, то его справедливость косвенно подтверждают опубликованные 10 сентября результаты опроса ВЦИОМ, охватившего 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Результаты данного опроса показывают, что 64% россиян считают нынешнее время неблагоприятным для крупных покупок. Для сравнения, год назад, в сентябре 2014 г., этот показатель был равен 44%. То есть год назад большие денежные траты считались более приемлемыми, чем сейчас.

Комментариев: 5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

15.09.2015 10:43:53

"Финансовая пропасть - самая глубокая пропасть в мире, в нее можно падать всю жизнь" (Остап Бендер)

Наша аналитика ситуации в стране напоминает человека, который летит кубарем вниз по склону, которому не видно конца, и ударяясь об очередное препятствие (камень, дерево), думает (аналитически рассуждает): "Это уже дно, или буду лететь дальше?"

Обратите внимание: никто не рассуждает о том, как прекратить падение, а тем более - как потом выбираться из этой глубокой ямы.

Вспоминаю свое горнолыжно-инструкторское прошлое. Один из важных принципов: "Если вы упали и катитесь по склону, но вы не должны просто катиться кубарем, ожидая остановки "сама собой", Вы должны постоянно бороться за свое остановку сами!!! Иначе вы можете остановиться только попав головой в дерево или скалу...."

15.09.2015 12:33:42

Цитата
никто не рассуждает о том, как прекратить падение, а тем более - как потом выбираться из этой глубокой ямы.

Об этом очень даже многие рассуждают… Как “на кухне”, так и в высших эшелонах власти. Но это не задача аналитиков. Задача аналитиков – наблюдать состояние дел и фиксировать тенденции.

Помочь же “больному” в кратчайшие сроки “выбраться из глубокой ямы” могут лишь “лечащие врачи”. Причем не узкого профиля, а широкого. То есть не те, которые отвечают за отдельные “органы”, а те, которые занимаются “организмом” в целом. Ведь не секрет, что вылечив один орган, можно нанести ущерб другим органам и погубить организм в целом. Ну или сократить срок жизни, отпущенный этому организму.

Вспомните байку: один врач, осмотрев больного, говорит другому врачу: “Ну что, лечить будем, или пусть живет?”

15.09.2015 13:10:00

Не кажется ли, что между "кухней" и "верхом" есть еще большой слой, где подобные вопросы должны обсуждаться?

НА самом деле решения для проблем готовят именно аналитики (аналитики, а не счетчики людей, которые проходят через ворота), а наверху лишь принимают решения по предложениям аналитиков.

Но деже, если мы имеем дело с наблюдателями, то интересно знать: что наблюдатели видят в плане предложений, которые есть по исправлению ситуации. А пока получается, что они видят только падающего человека, но не видят того, что делается, чтобы прекратить это падение.

15.09.2015 14:36:41

Цитата
Не кажется ли, что между "кухней" и "верхом" есть еще большой слой, где подобные вопросы должны обсуждаться?

Более того -- тут есть даже несколько слоев, как вертикальных (исполнитель – менеджер – топ-менеджер и так далее), так и горизонтальных (отраслевых). И на каждом слое – свой уровень понимания и свой уровень идей. Минкомсвязи говорит о необходимости развития ИТ-отрасли, Минздрав – о необходимости импортозамещения лекарств и медицинского оборудования, Минсельхоз – о необходимости поддержки сельского хозяйства. Ну и так далее…

Однако, как уже отмечал выше, нельзя “лечить” один орган в ущерб другим!


Приведу пример. В одной из “прежних жизней” довелось мне быть начальником небольшого ВЦ. Среди прочего, на этом ВЦ печатались оперативные многостраничные отчеты для высшего руководства. В один не самый прекрасный день в высокоскоростном АЦПУ, печатающем эти отчеты, сломалась деталь, изготовленная из легкого алюминиевого сплава. Нужную запчасть найти быстро не удалась и инженер, отвечающий за эксплуатацию этого АЦПУ, предложил выточить её (как бы сейчас сказали, 3D-копию) из имеющейся в наличии прочной нержавеющей стали. Что и было буквально за один день сделано в механическом цехе предприятия. Внешний вид копии от внешнего вида оригинала практически ничем не отличался.

Однако за два месяца эксплуатации сей стальной “протез” безнадежно вывел из строя некоторые другие детали, с которыми он в процессе работы соприкасался и АЦПУ пришлось “лечить” уже более основательно… С привлечением специалистов завода-изготовителя. К чему я это говорю: а к тому, что скоропалительные и на первый взгляд целесообразные решения в ряде случаев могут привести лишь к кратковременному “выздоровлению”. Но в перспективе оказаться губительными…

15.09.2015 17:30:58

Кажется, мы говорим о каких-то разных вещах.
Ок

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии