НовостиСобытияКонференцииIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Состояние российского рынка онлайн-торговли. Оценки GfK

Средняя температура по больнице может существенно отличаться от среднетемпературных показателей отдельных палат.

Об этом лишний раз свидетельствует обнародованный вчера 22-cтраничный обзор GfK “Российский потребитель : Итоги 15-летней эпохи развития российского потребительского общества”.




В нем, среди прочего, отмечается, что в 2015 г. в нашей стране товарооборот розничной торговли упал на 8%, 16% россиян заявили, что им сократили заработанную плату, а 12% — что ее начали задерживать. При этом потребность работодателей в новой рабочей силе снизилась на 30%.
.
Кроме этого в 2015 г. “провалились” продажи на таких потребительских рынках, как автомобильный (на 35,7% по сравнению с 2014-м) и рынок электробытовой техники (потребительская электроника: — 25%; крупная бытовая техника: — 8%; мелкая бытовая техника: — 12%).

Также в отчете GfK отмечается, что “в 2015 году серьезно просел рынок рекламы, в связи с чем уменьшилось ее количество. И может быть, поэтому улучшилось отношение к ней со стороны населения. Если в 2014 году 16% россиян говорили, что реклама им нравится, то в 2015 — 21%. Единственным растущим сегментом рекламного рынка осталась интернет-реклама”.

Итак, с общим объемом розничных продаж все обстоит, как уже отмечалось выше, мягко говоря, не очень благополучно. Однако смотрите: по оценкам экспертов GfK, в минувшем году в нашей стране онлайн-торговля в сегменте товаров повседневного спроса выросла на 54% (это больше, чем общий рост российской онлайн-торговли, зафиксированный РАЭК на уровне около 20%).

В обзоре GfK отмечается, что переход на Интернет-торговлю становится одним из элементов анти-кризисной стратегии потребителя. И если в сегменте товаров повседневного спроса онлайн-торговля выросла в 2015 по сравнению с 2014-м на 54%, то даже на падающем рынке электробытовой техники она прибавила 3,3%.

Основные мотивы обращения потребителя к интернет-магазинам эксперты GfK (на основе опроса респондентов)формулируют так:

■ это дешевле, чем в обычном магазине (34%)
■ это экономит мое время (23%)
■ в интернет — магазинах есть товары, которых нет в обычных магазинах (14%)

Они (эксперты GfK) также отмечают: “Если в 2014 году суждение «покупка товаров в интернете привлекает меня» разделяло 20% опрошенных (а в 2009 вообще 10%), то в 2015 году уже 32%”. Прогресс, как говорится налицо. Поэтому есть все оснавания полагать, что онлайн-торговля в нашей стране будет расти дальше, хотя и более медленным темпами.
-
Какие еще стратегии выбирает российский потребитель в условиях кризиса? “Прежде всего, в ответ на ухудшение собственной экономической ситуации, российский потребитель либо отказывается, либо откладывает крупные покупки, о чем свидетельствует, например, падение автомобильного рынка и рынка электробытовых товаров”, -- полагают эксперты РАЭК. -- Если в 2014 году 49% населения не собирались отказываться от запланированных покупок, то в 2015 году таких осталось только 20%”.

И снова о различии среднебольничных и среднепалатных температур.

В отчете GfK обращается внимание на значительное географическое и социальное неравенство наших граждан. Так например, “cредняя зарплата в Москве в 2013 году была почти в три раза выше, чем на селе, а средний доход 10% богатых был в 12 раз выше среднего дохода 10% бедных. По сравнению с западными странами, на рынке продуктов питания, например, у нас больше верхний и нижний ценовые сегменты и значительно меньше средний”.

Рискну предположить что аналогичная ситауция наблюдается и с потребительскими ИТ-товарам (смартфонами, планшетами, ноутбуками, “умными часами” и так далее). В этих товарных группах у нас больше (по объему продаж) верхний и нижний ценовые сегменты и значительно меньше средний. Видимо, ритейлерам (как традиционным, так и онлайновым) надо учитывать это обстоятельство при формировании ассортимента продаж.
Митин Владимир
...вы сделали общую ссылку на сайт компании. А где конкретно указаны цифры?
А погуглить не пробовали?  :)
Полный 22-страничный отчет GfK доступен на сайте www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2016/ GfK_RussianConsumer_2015_Report.pdf.

как понять, какой онлайн-магазин отечественный, а какой зарубежный?
Интереснее понять, какая доля онлайн-продаж приходится на отечественные товары, а какая -- на зарубежные... И как выглядит динамика соотношения между этими продажами...  
Колесов Андрей
Ответ простой -- работать надо!

Эта фраза вполне достойна расширить список Заповедей  :)  
Митин Владимир

Ответ простой -- работать надо!
Эта фраза вполне достойна расширить список Заповедей

Почему бы и нет!  :)

Вспоминается байка про туземца, который после путешествия на Большую землю говорит белому человеку примерно следующее: “Cтранный у вас метод решения проблем. В нашем племени, если еда кончается, то мужчины не затевают длинные совещания, а садятся в лодки и едут ловить рыбу…”