НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Состояние российского рынка онлайн-торговли. Оценки GfK

Владимир Митин
12.02.2016 16:08:09

Средняя температура по больнице может существенно отличаться от среднетемпературных показателей отдельных палат.

Об этом лишний раз свидетельствует обнародованный вчера 22-cтраничный обзор GfK “Российский потребитель : Итоги 15-летней эпохи развития российского потребительского общества”.




В нем, среди прочего, отмечается, что в 2015 г. в нашей стране товарооборот розничной торговли упал на 8%, 16% россиян заявили, что им сократили заработанную плату, а 12% — что ее начали задерживать. При этом потребность работодателей в новой рабочей силе снизилась на 30%.
.
Кроме этого в 2015 г. “провалились” продажи на таких потребительских рынках, как автомобильный (на 35,7% по сравнению с 2014-м) и рынок электробытовой техники (потребительская электроника: — 25%; крупная бытовая техника: — 8%; мелкая бытовая техника: — 12%).

Также в отчете GfK отмечается, что “в 2015 году серьезно просел рынок рекламы, в связи с чем уменьшилось ее количество. И может быть, поэтому улучшилось отношение к ней со стороны населения. Если в 2014 году 16% россиян говорили, что реклама им нравится, то в 2015 — 21%. Единственным растущим сегментом рекламного рынка осталась интернет-реклама”.

Итак, с общим объемом розничных продаж все обстоит, как уже отмечалось выше, мягко говоря, не очень благополучно. Однако смотрите: по оценкам экспертов GfK, в минувшем году в нашей стране онлайн-торговля в сегменте товаров повседневного спроса выросла на 54% (это больше, чем общий рост российской онлайн-торговли, зафиксированный РАЭК на уровне около 20%).

В обзоре GfK отмечается, что переход на Интернет-торговлю становится одним из элементов анти-кризисной стратегии потребителя. И если в сегменте товаров повседневного спроса онлайн-торговля выросла в 2015 по сравнению с 2014-м на 54%, то даже на падающем рынке электробытовой техники она прибавила 3,3%.

Основные мотивы обращения потребителя к интернет-магазинам эксперты GfK (на основе опроса респондентов)формулируют так:

■ это дешевле, чем в обычном магазине (34%)
■ это экономит мое время (23%)
■ в интернет — магазинах есть товары, которых нет в обычных магазинах (14%)

Они (эксперты GfK) также отмечают: “Если в 2014 году суждение «покупка товаров в интернете привлекает меня» разделяло 20% опрошенных (а в 2009 вообще 10%), то в 2015 году уже 32%”. Прогресс, как говорится налицо. Поэтому есть все оснавания полагать, что онлайн-торговля в нашей стране будет расти дальше, хотя и более медленным темпами.
-
Какие еще стратегии выбирает российский потребитель в условиях кризиса? “Прежде всего, в ответ на ухудшение собственной экономической ситуации, российский потребитель либо отказывается, либо откладывает крупные покупки, о чем свидетельствует, например, падение автомобильного рынка и рынка электробытовых товаров”, -- полагают эксперты РАЭК. -- Если в 2014 году 49% населения не собирались отказываться от запланированных покупок, то в 2015 году таких осталось только 20%”.

И снова о различии среднебольничных и среднепалатных температур.

В отчете GfK обращается внимание на значительное географическое и социальное неравенство наших граждан. Так например, “cредняя зарплата в Москве в 2013 году была почти в три раза выше, чем на селе, а средний доход 10% богатых был в 12 раз выше среднего дохода 10% бедных. По сравнению с западными странами, на рынке продуктов питания, например, у нас больше верхний и нижний ценовые сегменты и значительно меньше средний”.

Рискну предположить что аналогичная ситауция наблюдается и с потребительскими ИТ-товарам (смартфонами, планшетами, ноутбуками, “умными часами” и так далее). В этих товарных группах у нас больше (по объему продаж) верхний и нижний ценовые сегменты и значительно меньше средний. Видимо, ритейлерам (как традиционным, так и онлайновым) надо учитывать это обстоятельство при формировании ассортимента продаж.

Комментариев: 6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

12.02.2016 18:46:09

Увлекшись рассуждениями о детском нигилизме, как мне видится, ты, Володя, так и не понял, о чем тебе говорилось в прошлый раз по поводу онлайн-торговли.
Онлайн-торговля состоит из двух частей: то что покупается внутри страны и того, что покупается из-за границы (в иностранных магазинах).
То, что онлайн торговля растет - это и так понятно, "к гадалке не ходи". И никакая это не "кризисная стратегия". Это просто нормальная общемировая тенденция, никак от кризиса не зависящая.

Но вопрос в другом - за счет чего растет: за счет внутренних магазинов или внешних?
Есть основания полагать, что - ИНОСТРАННЫХ, в основном китайских. Потому что у них, даже с учетом курса валют, многие вещи дешевле, а доставка - УДОБНЕЕ.

И приведенные данные это подтверждают. РАЭК считает РОССИЙСКИЕ продажи, а в этом отчете - ВСЕ. Разница объясняется тем, что иностранные поставки растут быстрее.

Вопрос: почему наши интернет-магазины уступают долю рынка? Ответ - в том числе из-за такой работы ПОЧТЫ России (не раз писалось об этом).

А дальше вопрос: что делать? Ответ российского бизнеса простой - максимально ЗАПРЕТИТЬ иностранные магазины. Именно такие идеи продвишает РАЭК и ИРИ во главе с сотрудником Администрации президента го-ном Клеменко.

Хорошо ли это для покупателей, граждан страны? Нет...

12.02.2016 20:15:53

Цитата
Володя, ты так и не понял, о чем тебе говорилось в прошлый раз по поводу онлайн-торговли


Андрей, ты тоже так и не понял, о чем тебе говорилось в прошлый раз по поводу онлайн-торговли! А говорилось о том, что гораздо интереснее и познавательнее не скрупулезно высчитывать разницу между внутренними и внешними покупками, а находить точки роста продаж и выявлять незанятые ниши!

Что касается крупных отечественных онлайн-торговцев, то у них все хорошо. Может даже -- отлично. Взять, к примеру, Ozon.ru. По состоянию на декабрь прошлого года у них при общей клиентской базе в 15 млн. покупателей 850 тысяч уникальных ежедневных посетителей; 6,9 млн. скачиваний фирменного мобильного приложения (под iOS и Android) и девятикратный рост продаж через это мобильное приложение. При этом доля мобильных продаж -- 13%.

Цитата
...максимально ЗАПРЕТИТЬ иностранные магазины. Именно такие идеи продвигает РАЭК и ИРИ во главе с сотрудником Администрации президента го-ном Клеменко....


А вот и нет! Почитай их слова внимательнее! Они продвигают идею о том, что российские и зарубежные онлайн-ритейлеры должны быть поставлены в одинаковые условия. А то сейчас одни платят налоги, а другие нет. О чем хорошо рассказала Светлана Белова (CRN)... ссылку легко найти, если добавить в поисковый запрос слова "самураи" и "перешли границу"...

Цитата
...в том числе из-за такой работы ПОЧТЫ России...

С этим согласен. Позиция "Почты России" мне искренне не понятна. Ведь могли бы озолотиться на хорошо поставленной службе доставки онлайн-заказов. Хотя лично я предпочитаю получать свои онлайн-заказы в магазинах или иных пунктах выдачи в удобное для себя время, а не ограничивать себя какими-либо пространственными рамками в процессе ожидания курьера... Разумеется, если речь не идет о крупногабаритной технике...

Цитата
А дальше вопрос: что делать?

Ответ простой -- работать надо! А также изучать и предугадывать потребности клиентов с использованием различных технологий, подходов и концепций, включая бизнес-аналитику, IoT, мобильность, облачность и так далее... Ну и помнить рекомендации профессора Преображенского! smile:)

12.02.2016 20:45:58

Цитата
Ответ простой -- работать надо!


Эта фраза вполне достойна расширить список Заповедей smile:)

12.02.2016 21:09:46


Цитата
Ответ простой -- работать надо!
Эта фраза вполне достойна расширить список Заповедей


Почему бы и нет! smile:)

Вспоминается байка про туземца, который после путешествия на Большую землю говорит белому человеку примерно следующее: “Cтранный у вас метод решения проблем. В нашем племени, если еда кончается, то мужчины не затевают длинные совещания, а садятся в лодки и едут ловить рыбу…”

12.02.2016 19:19:03

Это действительно интересная и непростая тема. Для более детального понимая, Владимир, вы сделали общую ссылку на сайт компании. А где конкретно указаны цифры?

Говоря о соотношении показателей, соглашусь с Андреем, для наглядности и максимальной приближенности к действительным реалиям следует разграничить покупку в российских и зарубежных он-лайн магазинах. Однако здесь, для понимания, для меня конкретно, сокрыта другая проблема: а как понять, какой отечественный, а какой зарубежный? Конечно, если я не заказываю на англоязычном сайте производителя.

В других случаях может быть не так просто, если компания зарегистрирована (или может быть зарегистрирована) как российская, но при этом товар сплошь китайский, расфасованный где-то сервисном центре под Коломной, но привозимый туда из Европы и, соответственно, предлагаемый по европейскому каталогу. Этот магазин какой? Судя по регистрации компании - это российский интернет-магазин. Однако юридических нюансов и путаницы с пониманием может быть не мало.

12.02.2016 20:24:43

Цитата
...вы сделали общую ссылку на сайт компании. А где конкретно указаны цифры?
А погуглить не пробовали? smile:)
Полный 22-страничный отчет GfK доступен на сайте www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Re­leases/2016/ GfK_RussianConsumer_2015_Report.pdf.

Цитата
как понять, какой онлайн-магазин отечественный, а какой зарубежный?

Интереснее понять, какая доля онлайн-продаж приходится на отечественные товары, а какая -- на зарубежные... И как выглядит динамика соотношения между этими продажами...

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии