НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Российских ритейлеров ждет светлое смартфонное будущее

Такой вывод можно сделать из 10-страничного отчета “Российский рынок смартфонов, итоги 2015 г.”, обнародованного вчера компанией J'son & Partners Consulting. [spoiler]



В данном отчете можно выделить две новости: плохую и хорошую. Плохая новость (см. изображенную ниже столбчатую диаграмму) заключается в том, что в 2015 г. суммарные продажи смартфонов в России составили 25,3 млн. устройств, что ниже аналогичного показателя 2014 г. (26,1 млн. штук) на 3%. То есть, впервые с 2009 г. данный сегмент ИТ-рынка показал отрицательную динамику.



Впрочем, есть и более пессимистичные оценки этого сегмента. Ниже вы видите один из слайдов, продемонстрированных на прошлой неделе во время традиционной февральской отчетно-ежегодной пресс-конференции “Марвел-Дистрибуции” (некоторые итоги этой конференции можно найти здесь).



Источник: “Марвел-Дистрибуция”, февраль 2016 г.


Из данного слайда (он содержит внутренние оценки аналитиков “Марвел-Дистрибуции”, составленные с учетом мнений экспертов IDC, GfK и ITResearch) следует, что по итогам 2015 г. российский рынок смартфонов просел на 7% в штуках и на 34% в долларах.

Хорошая же новость состоит не в том, что российский рынок смартфонов просел меньше рынков ноутбуков, планшетов и фототехники, а в том, что падение рынка смартфонов скоро сменится его подъемом. Правда, произойдет это лишь в долгосрочной (а может даже, и в среднесрочной) перспективе.

Из изображенной ниже диаграммы следует, что в 2020 г. в нашей стране должно быть продано около 43 млн. смартфонов. При этом из 100 так называемых “мобильных терминалов” на смартфоны будет приходиться не 67 устройств (как в 2015 г.), а 97.



Как видите, российских ритейлеров ждет светлое смартфонное будущее. И те из них, которые доживут до этого светлого будущего, будут пожинать плоды смартфонной революции, которая смертельно подкосила продажи традиционных мобильных телефонов, по которым можно лишь разговаривать.

Есть в упомянутом выше отчете и средние (то есть не очень плохие, но и не очень хорошие) новости. Так например, специалисты J’son & Partners Consulting отмечают, что в 2015 г. российские покупатели смартфонов менее охотно «переплачивали за бренд», предпочитая покупать схожие по характеристикам устройства по более низкой цене. Ряд новых производителей, ориентированных на бюджетный сегмент, в 2015 году смогли занять более-менее значимую долю на рынке смартфонов. В то время как доля традиционных производителей смартфонов упала ниже 50 %.

И ещё. Российский рынок смартфонов смотрится значительно лучше, если измерять его не в штуках или долларах, а в отечественной валюте. По оценкам J’son & PartnersConsulting, в рублевом выражении российский рынок смартфонов в 2015 году вырос, по сравнению с аналогичным показателем 2014 г., на 6%.

В начале 2016 г. ряд производителей смартфонов заявили о новом повышении цен на продукцию в России на 15–20%. По мнению специалистов J’son & Partners Consulting, в связи с продолжением роста стоимости устройств и снижением покупательной способности населения, тенденции 2015 г., включая сохранение высокого спроса на бюджетные смартфоны, будут иметь место и в 2016-м году.

Приводятся в отчете J’son & Partners Consulting и прогнозы известных персон относительно продаж смартфонов в этом году. Вот некоторые из них:

“Мы ожидаем, что в 2016 году люди будут еще более взвешенно подходить к выбору персональной электроники, ждать выгодных предложений и акций от ритейлеров, а также пользоваться программами рассрочки и кредитования для приобретения устройств. Также мы прогнозируем, что популярность страховых продуктов для гаджетов как минимум не снизится относительно 2015 года. Люди будут по-прежнему стремиться максимально обезопасить свое устройство от выхода из строя. Смартфоны будут еще больше утверждаться в качестве основного устройства для выхода в интернет. Продолжится процесс перехода с обычных кнопочных устройств на смартфоны. Все больше людей будут пользоваться фаблетами, продолжит расти доступность умных телефонов с LTE” (Рустам Шубенок, директор по развитию продаж ритейлера «Связной»).

“В 2016 году требования к смартфонам не сильно изменятся по отношению к 2015 году. Покупателям также будет важен качественный большой экран. По-прежнему будет нужна хорошая фотокамера и качественный дисплей. Это основные параметры, к которым покупатели относятся наиболее требовательно. Безусловно, мы понимаем, что флагманский сегмент останется, как и ранее, в ограниченном спросе. Основной спрос так же, как и в 2015 году, будет концентрироваться в среднем ценовом сегменте, на аппаратах с большим дисплеем” (Ульяна Смольская, PR-директор компании «Евросеть»).

“Мы ожидаем, что рынок смартфонов в 2016 году в натуральном выражении сократится, упадет он и в рублях: люди больше будут тратить деньги на еду и товары первой необходимости, откладывая покупку новых гаджетов на более поздний срок. Единственной растущей категорией на падающем рынке мобильной электроники останутся 4G-гаджеты. В условиях снижения потребительской активности клиенты будут голосовать рублем. В итоге выиграют те ритейлеры, которые предложат клиентам лучшие цены на мобильные устройства, возможность купить гаджет в широкой сети точек продаж и возможность купить устройства в интернете” (Юрий Лабис, директор по развитию продаж абонентского оборудования МТС )

Будет интересно посмотреть, в какой степени сбудутся эти прогнозы.
Митин Владимир
У тебя сгорел дом? Возрадуйся - у соседа сгорел не только дом, но и все отстальные постройки!
Все зависит от регионального менталитета. Есть местности, где вся деревня гуляет, когда кто-то построил новый дом, но говорят, что в одном из поселков достаточно старый домишко спалили лишь за то, что его хозяин купил новые стулья…  :(  
Свинарев Сергей
Также мы прогнозируем, что популярность страховых продуктов для гаджетов как минимум не снизится относительно 2015 года.

Люди будут по-прежнему стремиться максимально обезопасить свое устройство от выхода из строя.
Довольно часто читаю о таких "страховочных" предложениях, и мне кажется, при наличии стандартной гарантии, это простой способ неявным образом повысить цену продаваемого изделия.

Прав ли я? Или у кого-то есть положительный опыт покупки дополнительной гарантии? И учитывается ли продажа такой гарантии в подобных статистических исследованиях как более высокая цена или это идет как продажа дополнительной услуги? Правомерен аналогичный вопрос и относительно покупки в кредит?
Митин Владимир
у кого-то есть положительный опыт покупки дополнительной гарантии?
Я лет семь тому назад приобрел ЖК-телевизор Samsung с трехлетней доп. гарантией магазина (за не очень большие деньги). Но воспользоваться этой гарантией не пришлось. А через 5,5 лет после покупки этот телевизор (точнее говоря, его блок питания) сдох. Обратился в фирменный сервис-центр. Однако выяснилось, что запчасти к этому устройству уже не производятся.  И их (запчастпей) нет ни в России, ни в Корее. То есть достаточно дорогостоящее устройство можно смело выбрасывать…  :(

Видимо, такая ситуация может возникнуть и с другими высокотехнологичными устройствами (ноутбуками, планшетами, смартфонами и так далее). Поэтому, на мой взгляд, было бы заманчиво продавать устройства с правом их замены на новые модели через 2-3-4 года с доплатой разницы между ценами на модели…