Судя по информации, появившейся на сайте ИА “Гарант”, Минфин России обнародовал проект приказа, утверждающего порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде. Проект устанавливает процедуры взаимодействия участников электронного документооборота в рамках выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи. C первой попытки текст этого проекта на сайте Минфина я не нашел. Но, видимо, при должном желании, разыскать его все же можно.
Эксперты ИА “Гарант” отмечают, что до 4 апреля 2011 г. открыт прием заключений антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативных актов по данному проекту приказа. Они также обращают внимание на то, что данного приказа Минфина с нетерпением ждет весь бизнес, так как внедрение электронных счетов-фактур значительно упростит документооборот между компаниями.
“Переход на электронные счета-фактуры на порядок облегчит процесс обмена документами, упростит процедуры сверки, снизит нагрузку на бухгалтерские службы компаний, — отмечал в вышеупомянутой заметке вице-президент OCS по финансам и экономике Андрей Голышкин.
Видимо, есть определенная закономерность в том, что проект приказа Минфина, утверждающего порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде, появился вскоре после того, как 25 марта Госдума в третьем чтении приняла закон “Об электронной подписи”, разрешивший, среди прочего, использовать ЭЦП не только физическими, но и юридическими лицами. Новый закон об ЭЦП должен заменить ныне действующий федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи”. Об некоторых особенностях нового закона об ЭЦП я писал ещё в октябре прошлого года в заметке “Россия находится на пороге ЭЦП-революции”.
“Данный законопроект хорошо вписан в существующие реалии рынка и актуальную законодательную среду, -- говорит заместитель генерального директора компании “СКБ Контур” Григорий Поваров. – В нем дана четкая формулировка о юридической равнозначности бумажного документа (с собственноручной подписью и печатью) и электронного документа с квалифицированной электронной подписью; оговаривается возможность использования электронной подписи при оказании и получении государственных электронных услуг и в ходе операций между предприятиями; дается возможность последующего трансграничного взаимодействия с зарубежными компаниями в результате признания на территории РФ электронных подписей, выданных в другой стране”
Григорий Поваров также отмечает следующее: “Новым законом регулируется выдача и использование сертификатов ключа подписи, проверка подлинности подписей, аккредитация и оказание услуг удостоверяющих центров, которые будут осуществлять выдачу сертификатов ключей электронной подписи. До 1 июля 2012 г. такие центры продолжат работать в прежнем режиме, однако должны будут пройти обязательную аккредитацию в уполномоченном органе. Начиная с лета 2012 г. право выдачи квалифицированных подписей предоставляется исключительно аккредитованным удостоверяющим центрам”.
Г-н Поваров знает, что говорит. Абонентская база “СКБ Контур”, крупнейшего российского оператора электронного документооборота в сфере B2G, превышает 1 млн. клиентов. Компания имеет свыше 600 представительств по всей России. А её основные продукты -- веб-сервис Diadoc.ru для обмена электронными первичными документами между компаниями и система для сдачи электронной отчетности “Контур-Экстерн” – пользуются огромным спросом.
Одним словом, с электронными счетами-фактурами дорешено практически все. Или ещё не всё? Что вы на этот счет думаете?
В данном случае мы говорим про Операторов ДО, которые являются экспертами в определенной области и могут выступать как независимая третья сторона в случае каких-либо разбирательств. Такая практика хорошо зарекомендовала себе в ситуации с налоговой отчетностью, например.
И в окончании такой факт: определение Оператора в данном случае закреплено на законодательном уровне, а значит он не является посредником, а является непосредственным участником процесса.
Что касается второй части вопроса, то давайте снова вернемся к п.7 ст.9 закона №129-ФЗ "О бухучете". Из него явно следует, что на бумажной копии ставится синяя печать организации и собственноручная подпись уполномоченного лица. То есть такой документ заверяется самостоятельно как копия. Наклеивать ЭЦП нет никакой необходимости.
И как он будет разглядывать синюю печать....