НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

Минфин подготовил проект приказа о порядке выставления и получения электронных счетов-фактур

Владимир Митин
29.03.2011 22:45:25

В октябре прошлого года в PC Week/RE, № 38/2010 была опубликована моя заметка “Электронные счета-фактуры: еще не всё дорешено”. Похоже, кое-что в этом деле уже дорешилось. Или вот-вот дорешится.

Судя по информации, появившейся на сайте ИА “Гарант”, Минфин России обнародовал проект приказа, утверждающего порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде. Проект устанавливает процедуры взаимодействия участников электронного документооборота в рамках выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи. C первой попытки текст этого проекта на сайте Минфина я не нашел. Но, видимо, при должном желании, разыскать его все же можно.

Эксперты ИА “Гарант” отмечают, что до 4 апреля 2011 г. открыт прием заключений антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативных актов по данному проекту приказа. Они также обращают внимание на то, что данного приказа Минфина с нетерпением ждет весь бизнес, так как внедрение электронных счетов-фактур значительно упростит документооборот между компаниями.

“Переход на электронные счета-фактуры на порядок облегчит процесс обмена документами, упростит процедуры сверки, снизит нагрузку на бухгалтерские службы компаний, — отмечал в вышеупомянутой заметке вице-президент OCS по финансам и экономике Андрей Голышкин.

Видимо, есть определенная закономерность в том, что проект приказа Минфина, утверждающего порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде, появился вскоре после того, как 25 марта Госдума в третьем чтении приняла закон “Об электронной подписи”, разрешивший, среди прочего, использовать ЭЦП не только физическими, но и юридическими лицами. Новый закон об ЭЦП должен заменить ныне действующий федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи”. Об некоторых особенностях нового закона об ЭЦП я писал ещё в октябре прошлого года в заметке “Россия находится на пороге ЭЦП-революции”.

“Данный законопроект хорошо вписан в существующие реалии рынка и актуальную законодательную среду, -- говорит заместитель генерального директора компании “СКБ Контур” Григорий Поваров. – В нем дана четкая формулировка о юридической равнозначности бумажного документа (с собственноручной подписью и печатью) и электронного документа с квалифицированной электронной подписью; оговаривается возможность использования электронной подписи при оказании и получении государственных электронных услуг и в ходе операций между предприятиями; дается возможность последующего трансграничного взаимодействия с зарубежными компаниями в результате признания на территории РФ электронных подписей, выданных в другой стране”

Григорий Поваров также отмечает следующее: “Новым законом регулируется выдача и использование сертификатов ключа подписи, проверка подлинности подписей, аккредитация и оказание услуг удостоверяющих центров, которые будут осуществлять выдачу сертификатов ключей электронной подписи. До 1 июля 2012 г. такие центры продолжат работать в прежнем режиме, однако должны будут пройти обязательную аккредитацию в уполномоченном органе. Начиная с лета 2012 г. право выдачи квалифицированных подписей предоставляется исключительно аккредитованным удостоверяющим центрам”.

Г-н Поваров знает, что говорит. Абонентская база “СКБ Контур”, крупнейшего российского оператора электронного документооборота в сфере B2G, превышает 1 млн. клиентов. Компания имеет свыше 600 представительств по всей России. А её основные продукты -- веб-сервис Diadoc.ru для обмена электронными первичными документами между компаниями и система для сдачи электронной отчетности “Контур-Экстерн” – пользуются огромным спросом.

Одним словом, с электронными счетами-фактурами дорешено практически все. Или ещё не всё? Что вы на этот счет думаете?

Комментариев: 18

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Дмитрий
30.03.2011 08:34:13

Вообще-то "веб-сервис" - это на самом деле не то, о чем говорится в статье.
Веб-сервис - это программная система, у которая предоставляет интерфейсы для подключения других программ (за основу взял кривоватое определение из wikipedia.ru, но примерно правильно).

alex
30.03.2011 12:03:14

Любопытно, как будут налоговики затребовать ЭСФ у налогоплательщика.
На схеме нарисовали , что через оператора.
Однако возникает вопрос:
Если я перестал пользоваться услугами оператора и стал просто печатать, то как они получат ЭСФ которые остались после оператора?
Может через личный кабинет, а не через оператора надо....

Диадок (система обмена электронными первичными документами от компании СКБ Контур)
31.03.2011 09:20:21

Для начала хочется отметить, что Оператор электронного документооборота является посредников при обмене ЭСФ для того, чтобы выступать в роли независимой третьей стороны, которая фиксирует и может при необходимости подтвердить все действия с ЭСФ как со стороны Покупателя, так и со стороны Продавца.

1. Вопрос хранения ЭСФ. При необходимости Вы можете выгрузить из системы любые документы (в том числе и ЭСФ со всеми извещениями, о которых говорится в Порядке) и сохранить их на Вашем компьютере.
2. Вопрос предоставления ЭСФ. В случае, если Вы отказались от электронного обмена ЭСФ в какой-то момент, то в данном случае налоговая не сможет через Оператора направить Вам запрос о предоставлении документов по ТКС, и таким образом пошлет бумажное требование о предоставлении документов. Ну а дальше п.7 ст.9 закона №129-ФЗ "О бухучете": делаете бумажные копии сохраненных электронных документов, заверяете из своей подписью и печатью и предоставляете по требованию соответствующих органов.

alex
31.03.2011 15:26:25

Что распечатываю? Как я понимаю от оператора только ХМL и ЭЦП к ней останется....
Я не прав? Или XML с ЭЦП распечатываю? smile;)

Диадок (система обмена электронными первичными документами от компании СКБ Контур)
31.03.2011 19:57:40

Уважающий себя оператор сделает для своих клиентов печатную форму ЭСФ smile;). Ну и конечно надо сохранять все подтверждения оператора и извещения о получении - все то, что должна хранить сторона документооборота согласно регламенту.

В любом случае надо помнить, распечатанный документ будет являться лишь копией, проверку на подлинность электронного документа в нашем случае будет проводить эксперт. Как правило в роли таких экспертов выступают удостоверяющие центры.

alex
31.03.2011 21:00:36

Тогда возвращаемся к началу беседы:
"как будут налоговики затребовать ЭСФ у налогоплательщика.
Если я перестал пользоваться услугами оператора "

Не проще ли им сделать личный кабинет на сайте, как они сделали для Физ. лиц чем впутывать в мои отношения с налоговой оператора? У какого оператора я сейчас? А сколько буду я пользоваться его услугами? А не надоест ли мне оператор вообще? Куда слать то они будут при таком многообразии вариантов?

Диадок (система обмена электронными первичными документами от компании СКБ Контур)
02.04.2011 12:13:12

Этот Порядок пока только на стадии проекта. В результате может быть сложится так, что и Ваше предложение будет описана в соответствующих документах.

alex
01.04.2011 09:06:45

Вот еще, кстати, мнение по этому поводу:
Путин: платные посредники органов власти достали всех

Диадок (система обмена электронными первичными документами от компании СКБ Контур)
02.04.2011 12:20:08

Данная фраза относилась к другим посредникам. По Вашим словам получается, что нотариус, заверяющий какие-либо документы, является посредником, а значит надо от него отказаться. Но нам всем хорошо известно, что делать этого не стоит, да и не за чем.

В данном случае мы говорим про Операторов ДО, которые являются экспертами в определенной области и могут выступать как независимая третья сторона в случае каких-либо разбирательств. Такая практика хорошо зарекомендовала себе в ситуации с налоговой отчетностью, например.

И в окончании такой факт: определение Оператора в данном случае закреплено на законодательном уровне, а значит он не является посредником, а является непосредственным участником процесса.

alex
01.04.2011 09:09:01

и про это:
Уважающий себя оператор сделает для своих клиентов печатную форму ЭСФ

Это ведь Вы на ходу придумали, или это про другого оператора ?smile;)
Потому как демо версия \Диадок\ присылает архив в котором нет этой формы....

Ну даже если Вы добавите форму, то дальше то что?
Что с ней делать в моей ситуации? Наклеить на нее ЭЦП и отдать в ФНС? smile;)))

Диадок (система обмена электронными первичными документами от компании СКБ Контур)
02.04.2011 12:26:54

Конечно же не на ходу! Демо-версия на то и демо-версия, чтобы можно было познакомиться с частью функционала. Кроме того, Порядок окончательно не принят, равно как и форматы ЭСФ не утверждены ФНС. Поэтому рано говорить о реализации всего функционала и релизе его в версии для пользователей. Такая возможность существует в версиях, проходящих стендовые испытания.

Что касается второй части вопроса, то давайте снова вернемся к п.7 ст.9 закона №129-ФЗ "О бухучете". Из него явно следует, что на бумажной копии ставится синяя печать организации и собственноручная подпись уполномоченного лица. То есть такой документ заверяется самостоятельно как копия. Наклеивать ЭЦП нет никакой необходимости.

alex
02.04.2011 19:13:53

Представляю в каком восторге будет инспектор, когда Вы ему это принесете smile;)
И как он будет разглядывать синюю печать....

alex
31.03.2011 15:51:25

Что значит \При необходимости Вы можете выгрузить из системы любые документы\?
Что, можно будет хранить их на сервере?
А как тогда подтверждение о получении документа подписывать, если у меня нет этого документа, а где он я только могу догадываться?

Диадок (система обмена электронными первичными документами от компании СКБ Контур)
31.03.2011 20:11:43

"Что, можно будет хранить их на сервере? "
Да, Вы можете хранить документы на сервере оператора. При этом оператор (например, Диадок) будет так же решать проблему долгосрочного хранения и подтверждения юридической значимости электронных документов. Сертификат ключа подписи действует в течение года, тогда как счет-фактуру Вы должны хранить 5 лет. Оператор решает этот вопрос в соответствии с законом об ЭЦП. В случае самостоятельного хранения документов Вам придется решать это вопрос своими силами.

"А как тогда подтверждение о получении документа подписывать, если у меня нет этого документа, а где он я только могу догадываться"
Этот документ у Вас есть как в учетной записи на сервере оператора, так и на локальном компьютере. Преимущества одного способа над другим описаны выше. В любом случае Вы всегда будете иметь доступ к своим документам.

alex
31.03.2011 21:13:12

5 лет будете бесплатно хранить? А если потеряете?

Мельников В.А.
30.03.2011 12:52:40

Какая радость-то электронная счет-фактура! Ну, что в этом сложного?
Вот если бы счет фактура формировалась автоматически или полуавтоматически, как в кассовых аппаратах, это было бы интересно.

Диадок (система обмена электронными первичными документами от компании СКБ Контур)
31.03.2011 09:26:20

Так и будет. Операторы электронного документооборота естественно работают над интеграцией со всеми распространенными учетными системами на рынке (1С, SAP/R3, Oracle, Парус, MS Business Solutions).

alex
01.04.2011 09:28:10

Когда можно будет посмотреть на выгрузку из 1С?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии