НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

По презентации встречают и по презентации запоминают

Владимир Митин
30.03.2011 22:47:45

Как правильно провести презентацию нового продукта, новой инициативы, итогов года или другого отчетного периода? Считается, что достаточно собрать необходимое количество представителей целевой аудитории, выбрать хороший проектор и продемонстрировать собравшимся как можно больше красивых слайдов. Но на самом деле это не так.

Я как-то уже отмечал, что хорошая презентация – это не монолог (пусть даже театрально обставленный), а диалог с залом. Поэтому гораздо важнее сразу раздать присутствующим печатные копии тех ppt-cлайдов, которые планируется показать на стенке или большом экране. Причем эти слайды крайне желательно пронумеровать. Дабы “зрители” могли задать спикеру вопрос типа “Не могли бы вы пояснить, что означает такое-то слово на слайде № 135?”.

Об оптимальном количестве слайдов трудно говорить. Все зависит от ситуации. Но едва ли их должно быть больше сорока. Ведь в умах присутствующих все равно останется лишь главная идея, а не море цифр, диаграмм и графиков. А вот главную-то идею спикеры часто не выделяют. А ограничиваются изложением истории компании и перечислением того, что эта компания предлагает.

Казалось бы, простая вещь: если компания представляет новый продукт, то надо не просто перечислить 10-20-30 его технических характеристик, а обратить внимание собравшихся на отличия этого продукта если не от продуктов конкретных конкурентов (что, вообще говоря, не очень этично), то хотя бы от своих прежних продуктов. Но делается это почему-то далеко не всегда. Видимо, спикеры предполагают, что все слушатели прекрасно осведомлены о том, что происходит в соответствующем секторе рынка и сами в состоянии отделить “мух от котлет”.

А может, они принимают слушателей за полных “чайников”, которых легко убедить в том, что на данный момент их предложение – единственное и неповторимое?

Конечно, чем разнороднее аудитория, тем спикеру труднее. Выход тут один: не смешивайте “в одном флаконе” прессу, партнеров и конечных пользователей. Им должны быть адресованы совершенно разные презентации. То, что очень понравится партнерам, может совсем не понравиться конечным пользователям. И наоборот. А журналисты порой могут задать такой вопрос, ответ на который в любом случае не понравится ни партнерам, ни пользователям.

О ppt-презентациях. Если они есть в печатном виде, то на стенке их можно вообще не показывать. При этом спикер избавляется от проблем с возможными перебоями электропитания и несовместимостью выходных интерфейсов своего ноутбука/нетбука/планшета/коммуникатора с входными интерфейсами используемого проектора. А эта несовместимость на практике возникает примерно в трех случаях из десяти.

Помнится, в прошлом году одна компания на глазах изумленной публики (и в присутствии высокопоставленных зарубежных менеджеров, едва ли не впервые приехавших в Москву с официальным визитом) в рамках так называемого пресс-ланча полтора часа “боролась” с огромным проектором, подвешенным к потолку аккурат посередине длинного сервированного стола.

Однако оживить штатную связь с этим грандиозным проектором организаторам мероприятия не удалось. Постоянно лезли какие-то помехи, а полезный сигнал никак не проходил. Так как бумажных копий ppt-презентаций не было (похоже, также негде было их оперативно изготовить), а излагать суть события без демонстрации нескольких десятков таблиц, графиков и диаграмм не имело смысла, то в итоге центральную часть стола с красиво разложенными яствами пришлось освободить. На освободившееся место был установлен табурет. Не прерывая скромного застолья, на сей табурет взобрался местный электрик и вставил в потолочный проектор кабель, тянувшийся от ноутбука спикера.

Затем табурет со стола, естественно, убрали. Но публику этот процесс немало повеселил. Не знаю, может так было и задумано. Чтобы всем данная презентация запомнилась на веки вечные. Но это вряд ли. Во всяком случае, в этом году данная компания во время своего очередного пресс-ланча прекрасно обошлась вообще без проектора. Перед началом мероприятия каждому из присутствующих были вручены пять листочков с десятью цветными слайдами (по два слайда на одной стороне листа).

Спикер, конечно, кратенько (минут так за 20-30) пояснил, что именно на этих слайдах было изображено, но основное время двухчасового пресс-ланча ушло на обсуждение различных животрепещущих вопросов. Причем не вообще, а по существу (то есть с указанием конкретных цифр). В общем, все остались довольны.

Тягостное чувство охватывает, когда ppt-презентации с десятками диаграмм, таблиц и графиков слушателям не оставляют на память ни в печатном, ни в электронном виде. При этом обычно ссылаются на корпоративные правила, установленные вышестоящей штаб-квартирой. Но совершенно открыто фотографировать данные слайды при этом не возбраняется. На ваш взгляд, где тут логика? Если отдельные слайды являются секретными и раскрывают некоторые корпоративные тайны, то зачем их вообще показывать тем, для чьих глаз они не предназначены?

Мне известна одна очень мудрая компания, которая работает с журналистами на полном доверии. Правда, она несколько злоупотребляет количеством демонстрируемых слайдов (иногда их число приближается к двум сотням), однако слайды, необходимые для понимания сути излагаемого, но содержащие достаточно конфиденциальные данные, она всегда помечает крупным и хорошо видным прямоугольным штампом “Не для печати”. Говорят, ещё не было случая, чтобы кто-либо из журналистов (а их на мероприятиях данной компании иногда набирается несколько десятков) злоупотребил такого рода доверием.

И ещё. В заметке “Как преподносить пользователям новые информационные технологии?” я уже говорил, что чем сложнее продукт, тем понятнее и проще должно быть его описание. Однако не стоит бросаться и в другую крайность: подменять серьезный разговор театрализованным шоу. Я не против красочных шоу (иногда очень даже полезно расслабиться и отрешиться от повседневной суеты), но оно должно быть дополнением к хорошо подготовленному контенту. А не заменой его.

Комментариев: 2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

31.03.2011 09:13:50

Цитата
Мне известна одна очень мудрая компания, которая работает с журналистами на полном доверии. Правда, она несколько злоупотребляет количеством демонстрируемых слайдов (иногда их число приближается к двум сотням), однако слайды, необходимые для понимания сути излагаемого, но содержащие достаточно конфиденциальные данные, она всегда помечает крупным и хорошо видным прямоугольным штампом “Не для печати”. Говорят, ещё не было случая, чтобы кто-либо из журналистов (а их на мероприятиях данной компании иногда набирается несколько десятков) злоупотребил такого рода доверием.


Кажется, мне тоже известна эта фирма. Я свою точку зрения на этот счет высказываю уже много лет
1. Такое объем презетаций - это просто кошмар! Отличный способ отвадить журналистов от посещений подобных докладов.
2. Смешение открытой и закрытой информации - это принципиально неверно. Ставит журналистов в дурацкой положение.
3. Лично я, когда меня приглашают на доклады "не для печати", то просто не хожу туда.

31.03.2011 13:57:46

Животрепещущая тема! Как здорово, когда спикер смотрит в глаза, а не в потолок, когда он не увиливает от вопросов, говоря что-то типа "я предпочитал бы не отвечать на этот вопрос", и когда презентация не является повторением сайта, что, к сожалению, все еще встречается кое-где у нас порой.

Проведение презентаций -- главное из ИТ-искусств )))))

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии