“Этап роста российского рынка телекоммуникаций завершен, сходные тенденции проявляются и в других развитых странах, где макроэкономическая ситуация благополучна, – отметил Константин Анкилов, директор «ТМТ-Консалитинг» на презентации в компании Orange Business Services. – Основная причина – рынки большинства ИКТ-услуг достигли уровня насыщения”.
Интересное дело, скажет информированный читатель, какое же может быть насыщение, если более половины территории страны вообще не покрыто сотовой связью? Действительно, что-то оно слишком рано у нас наступило, но в данном случае речь идет о платежеспособном спросе. Точно так же, как в сфере автобизнеса: до 100% автомобилизации нам еще далеко, а продажи машин падают – в 2012 году в стране было продано 2,8 млн. авто, а в 2016-м прогнозируется 1,3 млн. штук.
В кризис 2008 года опросы населения РФ показывали, что люди готовы отказаться от многих излишеств и покупок, но только не от ИКТ-услуг. Но нынешний этап кризиса серьезно подкосил и возможности населения, и инвестиционный потенциал корпоративных структур. По данным исследования Credit Suisse, благосостояние среднего россиянина за последний год уменьшилось на 14,5%, что не могло не отразиться на уровне потребления радиоэлектронных товаров и телекоммуникационных услуг.