Фирма "1С" – это, безусловно, очень интересный объект исследования, имея в виду не только собственно бизнес этой компании, но российский ИТ-рынок в целом. Сейчас этот интерес имеет и растущий практический аспект, поскольку для корпоративных клиенту нужно выстраивать долгосрочные отношения со стратегическим софтверным вендором, для этого нужно понимать такие аспекты, как устойчивость поставщика, его планы развития и пр.
[spoiler]
Сейчас эти вопрос имеют свою специфику, учитывая современный этап развитие отечественного ИТ-рынка (спад-стагнация экономики, санкции, импортозамещение – "не кризис, а новая реальность").
Всю свою историю (уже четверть века) "1С" куда-то росла, расширяя свое присутствие на ИТ-рынке. Расширялась прикладная сфера (от мини-бухгалтерии к комплексной автоматизации управления компанией), повышался статус заказчиков (от индивидуалов и очень малых предприятий к огромным и даже гигантским корпорациям). Разумеется, все это сопровождалось ростом (а потом и иерархической структуризацией) партнерского сообщества, и ростом главного показателя "размера компании" – доходов (объемов продаж).
Я уже более двадцати лет пишу о бизнесе "1С", все эти годы в своих публикациях я говорил об очередных "будущих рубежах" компании. Во второй половине 90х фирма начала борьбу за небольших средних заказчиков. В первой половине первого десятилетия этого века – за средних клиентов второго эшелона, во второй половине – крупных, потом – очень крупных.
Каковы же новые рубежи? Признаться, я сегодня затрудняюсь ответить на этот вопрос. Кажется, что все, что можно было достичь в плане комплексной автоматизации предприятий, уже достигнуто.
Компания имеет проверенную временем и постоянно развивающуюся технологическую платформу. На ее базе сформировано огромное количество прикладных решений (и еще больше – партнерских специализированных). Есть три флагманских продукта – ERP-УПП, "Документооборот" и "Управление холдингом". "1С" намерена их еще сильнее интегрировать, создав в результате гигантский продукт под названием "1С:Корпорация".
А что дальше?
Создается впечатление, что бизнес "1С" выходит на какой-то режим "насыщения" рынка.
В начале своего обзорного доклада на конференции "Решения 1С для корпоративных клиентов" директор "1С" Борис Нуралиев привел такие два слайда:
Должен сказать, они меня несколько озадачили своей некоторой противоречивостью (в достоверности данных, зная точность учета собственного бизнеса "1С", я не сомневаюсь нисколько).
На первом графике видно, что общий объем бизнеса "1С" достаточно динамично растет, хотя с 2014 года наблюдается явное замедление темпов роста, при том что и рубли сейчас не тот, что четыре года назад.
А удивило меня тут, что этот график как-то совсем не коррелируется со вторым графиком продаж экономического софта "1С:Предприятие".
Так в 2009 и в 2014 году наблюдался спад продаж "1С:Предприятия", но при это общий оборот фирмы продолжал достаточно уверенно расти. Получается, что у компании в те периоды были еще и другие возможности роста (например, увеличение числа дочерних и совместных предприятий). Но из этих же графиков видно, что факторы роста предыдущих лет сейчас несколько иссякли: рост объема "1С:Предприятие" в 2016 году существенно превысили рост общего объема продаж.
Кстати, на втором графике отчетливо виден и процесс превращения "1С" из продуктовой компании в сервисную: быстро растет объем и доля услуг, а продажи лицензици, скорее, даже снижаются в абсолютном выражении.
И еще один вывод из графиков на втором слайде: продажи "1С:Предприятия" в России растут быстрее, чем по миру в целом, а это означает, что "зарубежные" объемы, скорее всего, сокращаются.
Вот тут и хотелось бы вспомнить про еще один аспект – "импортозамещение". Как влияет эта государственная стратегия поддержки российских разработчиков на динамику бизнеса "1С"?
На этот вопрос трудно ответить однозначно, но складывается впечатление, что не очень позитивно...
Но у этого достоинства есть другая сторона медали - монополизм и застой. Это очень опасно для потребителей, а потом опасно и для самого поставщика.