Компания A.T. Kearney опубликовала результаты своего исследования «IT 2020: Preparing for the Future» («ИТ в 2020 г.: подготовка к будущему»). Исследование основано на результатах интервью, в которых участвовали более 150 директоров по ИТ, представляющих компании из разных стран мира.

Согласно исследованию проникновение новых технологий в бизнес-процессы достигло такого уровня, что для всех современных компаний вне зависимости от отрасли или характера деятельности ИТ становятся не просто вспомогательным средством, а обязательным условием конкурентоспособности. Потребность в информационных технологиях будет расти и далее, в связи с чем существенно увеличится нагрузка на отделы и службы ИТ.

Бюджет, который российские компании выделяют на ИТ, невелик в сравнении с мировыми показателями отрасли. Если исключить операторов связи и банковские организации, в среднем на нужды ИТ идет менее 1% выручки от реализации.

В то же время вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в значительной мере способствовало дополнительным инвестициям в ИТ, связанным с работой по модернизации и интеграцией России в мировую рыночную систему. При условии сохранения макроэкономической стабильности ожидается, что в ближайшие пять лет среднегодовой темп роста российского рынка ИТ достигнет уровня 9%.

Среди крупных инвестиционных проектов в сфере ИТ следует отметить пятилетнюю программу модернизации информационных систем РЖД и новый проект по разработке системы управления кадрами (будет выполняться группой компаний IBS). По мнению IBS, рынок программных решений и систем для бизнеса находится в преддверии интенсивного роста: в 2012 г. лишь 5% крупных компаний страны располагали завершенными полнофункциональными информационными системами для управления ресурсами предприятия.

Рост российского рынка ИТ также продолжится благодаря возможностям, которые создает государственный сектор. На долю государства приходится 30% от общей суммы расходов на ИТ, причем в ближайшие годы прогнозируется сохранение этого соотношения.

«Мы ожидаем, что российские компании увеличат объем инвестиций в ИТ — ранее он был меньше, чем в сопоставимых европейских организациях. Телекоммуникационные компании уже вкладывают в ИТ значительные средства, и их быстро догоняют банковские организации, — отметил Зорен Грабовски, директор A.T. Kearney и руководитель телекоммуникационной практики A. T. Kearney в России и странах СНГ. — В России немало высококвалифицированных ИТ-специалистов, и многие компании уже добились успеха в различных сегментах рынка информационных технологий: IBS, „Лаборатория Касперского“, Parallels, Acumatica, а также многие разработчики игр, например ZeptoLab. Есть прочный фундамент для успешной деятельности, особенно в области разработки программного обеспечения. Однако для того чтобы предотвратить их отток с российского рынка в другие страны, необходимо дальнейшее финансирование и забота об этих компаниях. В отличие от зрелых рынков система аутсорсинга в России пока находится в процессе развития, и крупные сделки заключаются лишь с недавнего времени». По словам Зорена Грабовски, российские компании очень не хотят пользоваться услугами сторонних организаций в сфере ИТ и до сих пор полагают, что гораздо лучше выполнять всю работу самостоятельно. Количество и качество потенциальных внешних поставщиков услуг в сфере ИТ все еще ограничено, и компаниям зачастую не удается найти подходящих партнеров. Кроме того, многим компаниям по-прежнему не хватает навыков в налаживании и развитии отношений со сторонними поставщиками услуг.

В исследовании отмечается, что в ближайшие семь лет две трети компаний увеличат объем инвестиций в ИТ по всей цепочке создания стоимости, особенно в сфере продаж и взаимодействия с потребителем. Доля ИТ в бюджете компаний будет увеличиваться, а уровень ожиданий — расти, поэтому даже небольшие ошибки при определении приоритетов в области ИТ будут сопряжены со значительным риском для компании.

В то же время компании всего мира вскоре столкнутся с дефицитом специалистов по ИТ, обладающих знаниями в области бизнеса, отмечают эксперты A.T. Kearney. В сфере ИТ-услуг, которые становятся все более специализированными, возникнет проблема дефицита предложения при высоком уровне спроса.

Почти все директора по ИТ (98% респондентов) прогнозируют рост требований к ИТ в различных аспектах: функционал систем, удобство использования, эксплуатационная готовность. Кроме того, необходимо ускорять реализацию новых функций: 95% опрошенных ожидают, что потребность в быстрой разработке возрастет. Для достижения этой цели 65% компаний расширят бюджет ИТ, четко обозначив приоритеты.

Если раньше инвестиции в ИТ были ориентированы в основном на совершенствование процессов, то к 2020 г. более 60% средств, вкладываемых в ИТ, будут направлены на поддержку продаж и работы с клиентами. Информационные технологии станут ключевым фактором успеха компаний в условиях усиливающейся конкуренции.

Директорам по ИТ придется руководить преобразованиями в очень сложных условиях. В исследовании отмечены три области, в которых к 2020 г. произойдут наибольшие изменения.

Во-первых, благодаря использованию стандартных пакетов ПО и сокращению числа клиентских решений снизится уровень сложности в индустрии ИТ. Несмотря на то, что в отрасли проведена масштабная работа по консолидации программных систем, 84% респондентов ожидают появление более специализированных приложений. Более 80% участников исследования считают, что большинству приложений потребуется интерфейс для мобильных устройств, что приведет к дополнительному росту уровня сложности. Необходимое условие для успешного решения этой задачи — использование стандартного ПО. 80% опрошенных полагают, что в будущем на долю стандартного ПО будет приходиться 50% всех приложений. Что касается ИТ-инфраструктуры, усилия по консолидации окупят себя с запасом, поскольку объем нового оборудования постоянно растет. Более 60% директоров по ИТ ожидают, что количество рабочих станций и серверов вырастет в 2–4 раза.

Вторая тенденция, выявленная в рамках исследования, заключается в том, что в ближайшие семь лет операционные процессы будут оптимизироваться и упрощаться по мере повсеместного распространения аутсорсинга, оффшоринга и работы со сверхкрупными поставщиками. Необходимы масштабные преобразования в ИТ: 75% участников исследования намерены расширять работу по схеме аутсорсинга. Базовые типовые услуги передаваться сторонним компаниям, по возможности — с использованием облачных технологий. 70% респондентов ожидают, что большинство компаний будет регулярно пользоваться облачными сервисами. С целью снижения затрат ИТ-услуги будут переводиться в оффшор. 60% директоров по ИТ ожидают, что в период до 2020 г. популярность оффшоринга будет расти. Этот процесс будет сопровождаться созданием новых рабочих мест, необходимых для управления работой с партнерами в ближнем и дальнем оффшоре. Кроме того, специалистам по ИТ будет необходимо создать действенные решения, которые позволят соответствовать новым требованиям, описанным выше.

Перечисленные задачи обусловливают необходимость серьезной реорганизации отделов и служб ИТ, которая затронет рынки труда по всему миру — в этом заключается третья тенденция, выявленная в исследовании. Возрастет потребность в экспертах, которые хорошо ориентируются как в ИТ, так и в вопросах бизнеса. Уже сейчас наблюдается дефицит таких специалистов, и он будет усиливаться. Нехватка квалифицированных кадров сильнее всего проявится в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. В несколько лучшем положении окажутся Канада, США и Великобритания, поскольку в этих странах есть возможность привлечения работников с нужными навыками и знанием языка, в частности — из Индии.

Таким образом, нагрузка на директора по ИТ возрастет. Согласно исследованию, 45% участников ожидают, что к 2020 г. директор по ИТ будет входить в состав правления их компании, что отражает центральную роль, которую информационные технологии играют в модели ведения бизнеса. Чаще других это отмечают представители телекоммуникационных, медийных и высокотехнологичных компаний (51%) и финансовых организаций (50%), где ИТ являются профильным активом. Этого мнения придерживается и значительная часть представителей других отраслей: машиностроения и оборонной промышленности (47%), производства потребительских товаров и розничной торговли (44%), перерабатывающей промышленности (39%), энергетики (32%).

«Новые проблемы, с которыми столкнутся директора по ИТ, сродни задаче о квадратуре круга, — отметил Маркус Ойль, партнер Практики ИТ-стратегии A.T. Kearney. — Им придется работать быстрее и эффективнее, непосредственно обеспечивая успех компании в целом. Одновременно с этим они должны будут управлять сложными комплексами программных систем, оставаясь в рамках пусть и несколько расширенного, но все же ограниченного бюджета».

Пресс-релиз

Версия для печати