Мы живем в обществе, где нужно постоянно торопиться и решать проблемы, где каждый живет с ощущением, что он ничего не успевает и не может медлить ни секунды.

Знакомые со мной люди в курсе, что я амбициозный, напористый житель Нью-Йорка, притом далеко не самый терпеливый человек на свете. Тем не менее, прежде чем приступить к новому проекту или взяться за новую тренерскую работу, я всегда задаю себе три главных вопроса:

  • Чего ты хочешь добиться?
  • Как ты поймешь, что добился успеха?
  • Что изменится благодаря этой работе?

Большинство людей, ведущих со мной дела как с ИТ-директором или тренером, консультирующим руководство компании, делают это либо потому, что видят шанс что-то улучшить, либо потому, что чувствуют уязвимость из-за чего-то, что работает не так, как им хотелось бы. Меня поражает, как много людей хотят немедленно начать обсуждать или уже принимать меры, фокусируясь на том, «как» достичь желаемого. (Как мне добиться повышения? Как нам лучше привлечь внимание существующих и потенциальных клиентов?) Очень немногие из тех, с кем я сотрудничаю, сперва делают шаг назад и задают себе вопрос «почему?». (Почему текущая ситуация нас не устраивает? Почему нам кажется, что нужно применить другой подход? Почему у меня не получается решить проблему тем способом, которым я в данный момент это делаю?)

Существует два уровня вопроса «почему?», которые крайне важно прояснить прежде, чем бросаться что-то исправлять. Первый касается того, почему текущее положение дел их не устраивает, и требует четкой формулировки того, каким образом ситуация может улучшиться в будущем. Многие клиенты говорят ИТ-директору, что им требуется новое решение. В их представлении, если мы создадим новую систему или приложение, это поможет решить их проблемы. Но что на самом деле является первопричиной испытываемых ими трудностей в бизнесе? Может, это проблема в области технологий. А может, это проблема в области бизнес-процессов. Сколько уже было случаев автоматизации ошибочных бизнес-процессов? На выходе получался более автоматизированный, благообразный и более налаженный ошибочный бизнес-процесс! Это все равно, что «мертвому припарка», как говорится в поговорке. Перед тем, как начать писать код, нужно определиться с результатом, которого мы пытаемся добиться для бизнеса, и понять, что именно нужно рассмотреть и изменить в текущей ситуации, чтобы прийти к желаемому результату. Латать технологиями прорехи в бизнесе — это все равно, что рядить в смокинг огородное пугало! Оно-то, может, и будет выглядеть намного свежее, но ситуация от этого в реальности не поменяется.

Другой аспект вопроса «почему?» заключается в том, чтобы установить, почему ситуация имеет такую важность для конкретного человека. Существенным образом повлиять на положение дел можно только в том случае, если человек горит желанием что-то изменить, так как важность результата перевешивает неудобства, связанные с переменами. Более того, так как перемены — это путь длиной в марафонскую дистанцию, а не забег на стометровку, нужно также постоянно напоминать людям о фундаментальных причинах, по которым они изначально решились на эти неудобства, чтобы помочь им заново сосредоточиться и посвятить силы предстоящей работе.

В большинстве случаев люди тратят 90% своего времени и усилий на попытки придумать, как что-либо изменить. Но им выгоднее было бы посвятить больше времени на предварительное обдумывание того, зачем им это менять, и на получение четкого представления о признаках, по которым можно будет судить об успехе.

Версия для печати