Перед бизнесом всех размеров, типов и отраслей сегодня стоит общий вызов: цифровая трансформация. По определению школы менеджмента MIT Sloan, она подразумевает «использование технологии для радикального повышения эффективности или расширения сферы влияния предприятий», и перспективы цифровой трансформации уже начинают осознаваться организациями. Однако в силу сложного переплетения экономических, социальных и технологических факторов, ставших драйверами цифровой трансформации, предприятия пока еще борются с трудностями эффективной реализации этого процесса.

Недавняя конференция CIO Executive Summit высветила многие из общих проблем, встающих в связи с цифровой трансформацией перед сегодняшним корпоративным CIO и затрагивающих человеческий фактор, процессы и технологии. Но есть и положительный момент в том, что многие CIO имеют схожие мнения относительно ряда наилучших практик, позволяющих минимизировать и даже устранить болевые точки цифровой трансформации и сделать ее плавным переходом.

В первую очередь надо понять, что процесс цифровой трансформации реализуется сверху вниз, и в него с самого начала должны быть вовлечены самые верхние уровни руководства. Более того, этот процесс не протекает сам собой. Для успеха задуманных инициатив требуется надлежащее планирование, координация и архитектура. Как первый шаг, надо проанализировать возможные плюсы, организовав исследование ценностного предложения, включающее всесторонний аудит воздействия цифровой трансформации на различные заинтересованные стороны и пользователей всей организации.

Формируя стратегию цифровой трансформации

Многие организации часто испытывают трудности с унаследованными старыми системами, по своей натуре разрозненными и громоздкими, и есть две причины, почему они не подходят для цифровой трансформации.

Во-первых, разрозненность технологии и процессов часто ведет к разобщенности подразделений и в итоге к разобщенности данных, что мешает организациям максимально реализовать свой потенциал динамичности, эффективности и прибыльности. Это очевидный минус. Однако очень важно также отметить, что традиционная разобщенность организации влияет на людей и культуру. Для успеха любой инициативы цифровой трансформации необходимо убрать существующие стены между бизнес-подразделениями и департаментами, и работники должны вжиться в культуру цифровой трансформации. Это подтверждает важность подхода сверху вниз, а также вовлечения работников всей организации в определение приоритетов предстоящих изменений.

CIO также должны оценить существующие у них технологические платформы, в том числе все приложения, оборудование и инфраструктуру, а также лицензии на ПО и технологии партнеров. Что-то может работать как скрипучее колесо, что-то может стать излишним, малопригодным или неэффективным для достижения приоритетных целей. Аудит технологий определит, какие изменения надо внести в существующую инфраструктуру, включая хранение данных, пропускную способность сети и безопасность.

Остается без ответа один важный вопрос: что нам, в конечном счете, приносит цифровая трансформация? Для многих присутствовавших на Executive Summit ответом является лучший пользовательский опыт. Цифровая трансформация способствует лучшему пониманию клиентуры и покупателей через социальные сети, онлайновые сообщества и продвинутые возможности аналитики, что, в свою очередь, позволяет бизнесу лучше обслуживать своих клиентов. Например, страховая компания может использовать аналитику для улучшения своих портфелей или структуры затрат, когда принимает клиентов на страхование и учреждает тарифы, а ритейлер с большим числом торговых точек может корректировать цены с учетом спроса в реальном времени.

Цифровая трансформация, или как сделать бизнес мобильным

Лучше понимая покупателей, компания может это конвертировать в расширение будущих продаж. Знание истории покупок в сочетании с демографическими и географическими данными и основанный на этом мобильный маркетинг с учетом местоположения играют решающую роль в удержании прежних и привлечении новых покупателей. Например, сеть гостиниц Red Roof Inn использует мобильный маркетинг с контролем местоположения и креативные подходы, чтобы быстро находить авиапассажиров, срочно ищущих ночлег в связи с отменой рейса, и это увечило на 375% ее показатель эффективности рекламы и позволяет опережать конкурентов.

Критическим условием для успешной реализации таких кампаний является сильная многоканальная стратегия, и это было самым главным выводом из Executive CIO Summit. Поскольку у людей появляется все большее число онлайновых каналов связи, как персональных, так и профессиональных, организации должны научиться создавать органичные возможности взаимодействия с клиентами независимо от канала. Именно эта способность входить в контакт с клиентами в привычной для них коммуникационной среде станет дифференциатором тех организаций, которые преуспеют в цифровой трансформации, и тех, кто останется позади.

Версия для печати