Цифровая трансформация набирает обороты, и CIO прикладывают все усилия для того, чтобы их предприятия оставались на гребне волны, однако не все компании, точнее их сотрудники, воспринимают идею цифровизации с воодушевлением, полагая, что она может препятствовать их карьерному росту или послужить причиной увольнения. Зарождающиеся у отдельных индивидуумов сомнения в успехе цифровых процессов вызывают брожение умов во всей компании, ставя под сомнение авторитет CIO и его влияние на все, что связано с обеспечением технической инфраструктуры компании и реализацией цифровой трансформации.

Как пишет портале ZDNet со ссылкой на совместный опрос, проведенный рекрутинговой компанией Harvey Nash и консалтинговой фирмой KPMG, отсутствие единодушия при переходе к цифровым платформам становится серьезной проблемой для ИТ-директоров (всего в опросе приняло участие 3958 CIO). В эпоху цифровых технологий эти платформы необходимы для того, чтобы перекинуть мост между унаследованными приложениями и инфраструктурой к более гибким решениям, к примеру, облачным программам, которые призваны помочь компании адаптироваться в новых условиях.

Тем не менее, подавляющее число предприятий так и не могут отрапортовать об успешном развертывании цифровых платформ. В исследовании говорится, что 78% предприятий признали свою цифровую стратегию в лучшем случае умеренно эффективной. У 9% организаций отсутствуют какие-либо представления о том, что такое цифровизация, не говоря уже о стратегии в целом. Выделенные им инвестиции расходуются на шапочное изменение инфраструктуры (как правило, переработка интерфейсов унаследованного ПО), что никак не влияет на перевод компаний на цифровые рельсы.

Более половины (55%) организаций оценивают как малоэффективное соответствие бизнеса и ИТ (IT/business alignment — этот показатель оценивает, насколько эффективно бизнес может использовать ИТ для достижения бизнес-целей). Учитывая, сколько в СМИ говорится о трансформации, а в некоторых случаях ее преподносят едва ли не как входной билет в будущее, такие результаты выглядят обескураживающими и могут лишить CIO привилегий и права голоса при вынесении важных решений.

«В некоторых случаях цифровизация порождает хаос на предприятии, и это, естественно, деморализует ИТ-директоров», — говорит главный исполнительный директор Harvey Nash Альберт Эллис. По его словам, неспособность привести в норму бизнес-процессы привела к тому, что по сравнению с 2017 г. CIO стало на 9% меньше в советах директоров; еще 8% говорят, что к их мнению стали меньше прислушиваться. В этом году сократилось количество CIO (-13%), которые чувствуют удовлетворение от своей работы.

Роль CIO изменилась, но у них есть новые цели

Ослабление влияния CIO проходит не только в плоскости формальных отношений, но и по служебной линии. Эллис говорит, что из-за неудач с цифровым развертыванием многие ИТ-директора утратили доверительные отношения с CEO и, следовательно, возможность лично представлять (и отстаивать интересы) своих подразделений. Все же их должно успокаивать то, что несмотря на неудавшийся старт цифровых реформ, бизнес не утратил интерес к технологиям, более того, он еще больше ими интересуется. Как говорится в исследовании, в этом году 84% компаний выделили на ИТ сравнимые с прошлогодними бюджеты или даже увеличили их.

Эллис полагает, что не все руководители других подразделений могут похвастаться такими бюджетами и это в совокупности с поддержкой со стороны совета директоров дает ИТ-директорам карт-бланш на доведение начатого до конца, но при этом им не стоит забывать, что цифровая трансформация — это не разовая операция, а продолжительный процесс с участием множества сторон. Как подчеркивает ZDNet, в этом году Harvey Nash и KPMG выпустили юбилейное (двадцатое) совместное исследование ИТ-рынка, и они практически всегда советуют компаниям уделять больше внимания взаимодействию ИТ-специалистов с бизнес-отделами. Юбилейный отчет не стал исключением, но на этот раз исследователи отметили, что это взаимодействие как никогда актуально.

Дело в том, что если еще десять лет назад маркетологи, менеджеры или логисты имели лишь общее представление о технологиях и не обладали ни полномочиями для их применения на фирме, ни необходимой экспертизой, то теперь они могут потягаться с ИТ-профессионалами. Причины тому — открытые источники знаний в Сети и в разы возросший уровень компьютеризации. Как показывают данные исследования, во многих компаниях закупками технологий (публикация тендеров, приобретение софта, оборудования) ведают не ИТ-специалисты, а сотрудники других отделов. 67% ИТ-директоров сказали, что на подобные цели уходит больше 5% бюджета компаний, предназначенного для ИТ.

«Появление облачных служб кардинально изменило роль CIO, поскольку теперь сотрудники организации могут приобретать подписку на готовые приложения. В итоге ИТ-руководители вместо разработки софта следят за соблюдением корпоративных политик. Некоторые могут подумать, что вместе с ослаблением полномочий ИТ-директора превратятся в менее значимые штатные единицы, но на самом деле это не так — бизнес нуждается в опытных руководителях, которые помогут проложить путь к цифровизации процессов», — сказал глава Harvey Nash.

Он добавил, что цифровизация должна стать для CIO задачей первостепенной важности, поскольку от этого может зависеть судьба организации. Он пояснил, что это не преувеличение, поскольку традиционные компании очень чувствительны к процессу трансформации — она либо приводит их к успеху, либо наносит непоправимый ущерб, лишая преимуществ в борьбе с конкурентами. Отсюда задача: CIO требуется создать прочную основу для преобразований или, как минимум, задать вектор, который бы показал компании путь к ней. «CIO хороши в плане комбинирования разрозненных компонентов. Сочетая новые способы мышления и новые бизнес-модели, они располагают возможностью нащупать правильную дорогу», — сказал Эллис.

CIO нужно работать в связке с CDO

Проведенный исследователями опрос дал дополнительные доказательства, свидетельствующие об изменившейся роли CIO. Что самое важное, они все меньше занимаются вопросами операционной деятельности и установили другие приоритеты: разработка инновационных продуктов, обеспечение стабильной работы ИТ и повышение качества обслуживания клиентов. Руководитель команды консультантов KPMG Питер Айронсайд говорит, что CIO могут почувствовать себя в новой роли некомфортно, поскольку им непривычно заниматься решением творческих задач, но текущий момент требует именно этого.

«Смена мышления — то, чему нужно научиться CIO. Многие из них слишком долго работали в изоляции от других руководителей и теперь им предстоит окунуться в бизнес. Это нужно либо принять, либо отмести. В будущем осталось место только для ИТ-лидеров, которые воспринимают трансформацию как неизбежность», — сказал он. В качестве ориентира для переосмысления своей роли CIO должен рассмотреть обязанности и функции, возложенные на директоров по цифровым технологиям (Chief Digital Officer, CDO). Их миссию можно определить следующим образом — помочь организации преобразовать традиционные «аналоговые» продукты и услуги в цифровую форму.

По данным Gartner, их влияние постоянно растет: 40% CDO выступают в качестве стратегических советников управляющих и генеральных директоров по цифровой бизнес-стратегии. CDO больше сфокусированы на бизнесе и развитии, тогда как CIO больше внимания уделяют построению надежной и безопасной ИТ-инфраструктуры компании, но все же полномочия между этими должностями довольно размыты и требуют отдельной договоренности. Как считает Сэмьюэлс, CIO не нужно воспринимать CDO в штыки, считая, что те посягают на их территорию: «к CDO лучше присмотреться», ведь тот может выступать в качестве важнейшего партнера в цифровой трансформации.

Исследование показало, что те компании, которые включили в штат CDO, имеют гораздо более четкое представление о цифровой трансформации — 44% против 21% компаний, которые обходятся без его услуг. Каждое предприятие по своему распределяет круг обязанностей между CIO и CDO, но в качестве ориентира Айронсайд приводит следующий шаблон. ИТ-директора должны контролировать архитектуры, продукты и стандарты, которые организация включила в программу цифровой трансформации, тогда как CDO требуется сфокусироваться на налаживании связей во всех областях бизнеса, начиная от конечного клиента до отдела ИТ и других подразделений организации.