Ожидается, что в целом по миру новые информационные технологии, в том числе — технологии искусственного интеллекта, больших данных, Интернета вещей и т. д., создадут вдвое больше рабочих мест, чем уничтожат. Об этом, ссылаясь на оценки Всемирного экономического форума, участникам сентябрьского московского IDC Future of Work Summit 2019 напомнила руководитель практики Future of Work в IDC EMEA Роберта Биглиани. А вице-президент IDC в России и СНГ Роберт Фариш, возглавляющий московский офис IDC c 1995 г., добавил: «Многие из нынешних студентов станут работать по специальностям, которых в настоящее время просто нет».

Понятно, что в условиях такой неопределенности составление прогнозов о том, как будет выглядеть будущее работы, дело достаточно рискованное. Вместе с тем, основные пути к светлому цифровому будущему просматриваются уже сегодня. Роберта Биглиани рассказала, что глобальная практика Future of Work создана в рамках консалтингового подразделения IDC в 2017 г. Её создание было обусловлено стремлением IDC проанализировать проблемы цифровой трансформации с самых разных сторон. Не только с точки зрения технологий и продуктов, но и точки зрения людей, которые эти технологии и продукты будут внедрять и использовать. С тем, чтобы обобщить передовой опыт и помочь заказчикам составить правильные дорожные карты развития своих бизнесов.

Минувшей зимой специалисты IDC провели опрос IDC’s European Future of Work Survey свыше 700 европейских и американских компаний разного размера и разных отраслей с целью выявить основные инициативы компаний, направленные на трансформацию своего бизнеса в условиях IV промышленной революции.

Опрос, в частности, позволил оценить отношение компаний к трем основным (по мнению IDC) компонентам будущего работы: корпоративная культура (её приоритет отметили 42% респондентов), рабочее пространство (36%) и трудовые ресурсы (22%).

Корпоративная культура

Ровно половина участников опроса заявили о разработке новых программ переподготовки кадров, 43% отметили необходимость создания новых платформ для подбора персонала и управления талантами, а 42% подчеркнули важность опыта сотрудников.

Рекомендации IDC в области развития корпоративной культуры таковы: cделайте вашу компанию гибкой, переосмыслите кадровую политику и метрики оценки персонала. Здесь важно отметить, что существуют профессиональные знания, которым можно научить (с подтверждением в виде сертификатов, дипломов и аттестатов) и которые можно проверить, и существуют качества, которые зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом: коммуникабельность, организованность, ответственность, обязательность, умение работать в команде, критическое мышление, креативность и т. д. Похоже, что в условиях очень быстрого устаревания знаний роль личностных качеств (включая умение быстро осваивать новые навыки) сильно возрастает.

Рабочее пространство

Под рабочим пространством в данном случае понимаются не только физические, но и виртуальные пространства. То есть те, которые позволяют сотрудникам взаимодействовать дистанционно. Интересно отметить, что 48% участников опроса имеют планы по улучшению взаимодействия сотрудников друг с другом. Не забывая при этом о политиках безопасности. Поэтому рекомендации IDC, касающиеся рабочего пространства, таковы: расширяйте возможности сотрудников с помощью технологий, способствующих инновациям и улучшению взаимодействия и обеспечивающих безопасную работу из любой точки мира; помните о разнообразии потребностей в трудовых ресурсах, состоящих из представителей нескольких поколений

Трудовые ресурсы

А вот рекомендации IDC в области трудовых ресурсов: подумайте о том, как расширить возможности своих сотрудников, используя решения на основе ИИ, ориентированные на человека. Однако лишь 19% участников опроса задумываются о том, как использовать ИИ для расширения возможностей своих сотрудников, и лишь 15% имеют планы использования дополненной и виртуальной реальности (AR/VR) для обучения и поддержки персонала. В то же время 37% респондентов располагают планами автоматизации процессов.

Резюме

По мнению экспертов IDC, успешной может стать лишь компания, которая развивает все три перечисленные выше компоненты. Причем необходимость развития этих компонентов обусловлена не только темпами научно-технического прогресса и стремлением обойти конкурентов за счет использования самых современных технологий, но и запросами нового поколения сотрудников, которые выросли в цифровую эпоху и привыкли к повседневному использованию как цифровых устройств, так и разного рода онлайн-сервисов. «Новые технологии позволяют автоматизировать все сферы деятельности, делая разделение между белыми и голубыми воротничкам более условным, а где-то совсем стирая эти границы, — отметила Роберта Биглиани. — Поколение Z выдвигает новые требования, к которым приходится адаптироваться, чтобы сделать компанию привлекательным работодателем для молодых талантов. Но для успеха организациям необходимо выстраивать рабочие процессы и корпоративную культуру так, чтобы проявлять в равной степени заботу обо всех поколениях».

И ещё. Важность хорошего совета трудно переоценить. Зачастую он ценнее любой материальной вещи. И даже ценнее хорошего софта и/или эксклюзивного набора данных. Однако бытует мнение, что в нашей стране не очень любят платить за советы. Тем не менее, Робер Фариш отмечает, что спрос на бизнес-консалтинг растет не только во всем мире, но и в России. Он также уверен, что появление в IDC практики Future of Work повысит уровень услуг, предоставляемых этой компанией.