Ограничительные меры по всему миру вследствие пандемии COVID-19 привели к отмене деловых поездок и серьезно ограничили возможности для персональных встреч. Некоторые компании частично заменяют их голограммами и другими прогрессивными технологиями, сообщает портал InformationWeek.

Любой поклонник франшизы «Звездный путь» знает, что такое голограмма, но все понимают, что это нечто из области научной фантастики. Тем не менее, голограммы уже существуют. Они предоставляют людям еще один способ общаться, сотрудничать и иным образом взаимодействовать практически с любым человеком из любого места, при условии, что на стороне отправителя и получателя имеется соответствующая технология. Это дает возможность «телепортироваться» на удаленную конференцию, чтобы выступить с презентацией или принять участие в дискуссии, как если бы вы присутствовали там лично. И наоборот, голограммы нескольких людей могут одновременно выступать на конференции или совещании и взаимодействовать как друг с другом, так и с живыми докладчиками или исполнителями.

Фактически, существует целый спектр цифровых двойников человека — от аватаров до голограмм. Аватары варьируются от статичных, мультяшных 2D-персонажей до более реалистичных 3D-персонажей. Голограммы — это трехмерные видеоизображения реальных людей, которые выполняют различного рода действия, например, выступают где-то «вживую» (хотя и в цифровой голографической форме).

Голография: высокие ожидания

Пандемия заставила многих людей задуматься о будущем коммуникаций и сотрудничества. Хотя видеоконференции стали необходимой заменой командировкам и работе в офисе, пользователи жалуются, что это не то же самое, что личное общение. Некоторые организации используют голограммы в качестве новой формы виртуального присутствия, и, учитывая новизну, они производят неизгладимое впечатление на аудиторию. Например, инвестиционный менеджер компании ETF использовал технологию голограмм ARHT Media для выступления на конференции в Сингапуре, на которую он не смог бы попасть иным способом. ETF также использует эту технологию на встречах с клиентами, где сочетаются живые и голографические докладчики.

Компании в фармацевтической и медицинской промышленности также используют голограммы ARHT Media для обучения групп врачей и практикантов. Например, вместо того, чтобы отправлять их в дорогостоящее место отдыха для ознакомления с новым лекарством, фармацевтические компании приглашают их в отели на обед, где презентация проводится с использованием голограмм. В этом случае они могут сократить расходы, а врачам не нужно тратить два или три дня, чтобы посетить относительно короткую презентацию.

«Мы создаем иллюзию того, что человек действительно находится в комнате», — говорит Ларри О’Рейли, генеральный директор ARHT Media и бывший президент по международным продажам IMAX.

Голограммы также применяются университетами. Например, бизнес-школа Imperial College London имеет постоянную инсталляцию, которая была использована в качестве рекламного трюка в 2018 г. Тогда колледж «телепортировал» Марлен Ника, AR-менеджера Google, и еще двух женщин-технологов из Нью-Йорка.

Некоторые организации используют голограммы для демонстрации преимуществ 5G в сфере образования, развлечений и других вертикалях. Крупные бренды также внедряют эту технологию. Видео снимается перед зеленым экраном и проецируется на ARHT Media HoloPod, в котором используется сетка, покрытая светоотражающей краской. Устройство может отображать графику во время выступления пользователя и шифрует данные от точки к точке. Холоподы также можно подключать к сети.

Не только голограммы

Голограммам предшествовали аватары. Статическое 2D-изображение обычно используется в качестве замены картинки в электронной почте, социальных сетях, инструментах для совместной работы и т. д., в то время как 3D-версии используются в виртуальной реальности (VR).

Платформа для разработки игр и приложений Unity Technology поддерживает 2D, 3D, альтернативную реальность (alternative reality, AR) и VR. С тех пор как разразилась пандемия, эта платформа также служит для компании виртуальной дизайн-студией.

«Здесь моя команда проводит оценку 3D-концепций или пространственных идей в реальном времени, что очень трудно сделать с помощью плоских интерфейсов типа Zoom, — говорит Брэндон Кройсман, руководитель отдела пространственного XR-дизайна Unity. — Мы встречались каждую пятницу. Мы демонстрировали прототипы, передавая друг другу гарнитуры, но сейчас мы не можем этого делать, поэтому для нас было очень полезно погрузиться в эти виртуальные прототипы и получать немедленную обратную связь, основанную на масштабе, эргономике, активности взаимодействия и тому подобных вещах».

Автомобильные компании, архитектурные бюро, инженерные и строительные фирмы используют платформу Unity для различных целей, таких как обучение, анализ дизайна и визуализация. Аналогичным образом, ИТ-специалисты могут использовать ее для доступа к виртуальным машинам не выходя из дома. Кройсман предполагает, что будущее обустройства рабочих мест, включающее физические пространства и их виртуальные репрезентации (цифровые двойники), изменится. Однако VR не заменяет голограммы, и наоборот. Фактически, будущее бизнеса будет еще более мультимодальным, чем сегодня.

В июне стартап Vatom запустит новую мультимодальную платформу под названием «SpatialWeb», которая выводит концепцию виртуальных встреч и всех видов взаимодействия на новый уровень. По сути, Spatial Web (пишется раздельно) является синонимом Web 3.0. Deloitte дает ей следующую характеристику: «Spatial Web в конечном итоге устранит границу между цифровым контентом и физическими объектами, какими мы знаем их сегодня. Мы называем эту сеть „пространственной“, потому что цифровая информация будет существовать в пространстве, будет интегрирована в физический мир и неотделима от него». В контексте виртуальной выставки или конференции пользователи смогут передвигаться в среде SpatialWeb 3D, используя простые элементы управления, позволяющие увеличивать или уменьшать масштаб, поворачивать и перемещаться.

Хотя по сегодняшним меркам эти возможности вряд ли можно назвать удивительными, интерес вызывает то, как реалистично спроектирована среда. Например, громкость чего-либо, например речи человека или музыки, воспроизводимой из виртуального динамика, станет громче или тише в зависимости от близости пользователя к объекту. Что еще более важно, платформа не зависит от устройства, поэтому она доступна пользователям с VR-гарнитурой, ноутбуком или смартфоном. «SpatialWeb — это действительно эволюция всемирной паутины. Интернет становится местом встречи, а не хранилищем информации или механизмом отображения, — сказал основатель Vatom Эрик Пулиер. — Мы считаем, что можем изменить природу общения, позволяя людям спонтанно отправляться в приключения, находить друг друга, исследовать, покупать, взаимодействовать с вещами и собирать их».

К целевым рынкам относится любой субъект, у которого есть веб-сайт, включая корпорации, малые предприятия, агенты влияния и другие лица, которые хотят предоставить клиентам более целостный опыт. Более того, предприятия и частные лица смогут стать более креативными благодаря бизнес-моделям, моделям оплаты, моделям взаимодействия и средам, которые могут коренным образом изменить определение «отличного клиентского опыта». «Следующая волна Интернета — это сдвиг в технологиях, до сих пор изолированно использовавшихся для игр, веб-сайтов, дополненной и виртуальной реальности, который приводит всех нас к очень простому веб-сайту следующего поколения, — сказал Пулиер. — SpatialWeb будет не менее реальным, чем места, которые мы посещаем физически».

Например, виртуальную банку кока-колы можно вынуть из сумки пользователя, бросить на землю и манипулировать ею (например, вращать). Другой пользователь может забрать ее, отнести в магазин и обменять на настоящую банку кока-колы.

Распространенность голограмм будет зависеть от 6G

Основным моментом, который ограничивает распространение голограмм как технологии, является пропускная способность. «5G нацелена на пропускную способность в десятки гигабит в секунду. Телепортация налагает серьезные требования к скорости передачи данных — они измеряются терабитами в секунду. Для разрешения Full HD требуется около 4 Тбит/с, — сказал Марко Джордани, адъюнкт-профессор Падуанского университета в Италии. — Чтобы обеспечить полностью иммерсивный голографический опыт, нужно чтобы все выглядело так, как будто мы находимся в одной комнате. Это будет очень дорого с точки зрения пропускной способности. Требования огромны».

Одним из способов увеличения пропускной способности сети является использование более высокой частоты видимого светового спектра, хотя солнечный свет будет мешать передаче данных. Реальность такова, что придется перепроектировать всю сеть. Это касается не только поддержки голограмм или автономных автомобилей, но и других сценариев использования, некоторые из которых еще даже не изобретены.

Голограммы — это больше не научная фантастика, и их появление кажется своевременным, особенно с учетом пандемии. Также существует фактор «вау-эффекта», который поможет организациям выделиться на рынке. Будущее коммуникаций, презентаций и даже фирменного стиля будет определяться и уже определяется голограммами, VR, AR и пространственным вебом, обеспечивая аудитории новые захватывающие впечатления.