Если каждая новая технология частично влияет на рабочие процессы, то цифровая трансформация предлагает организациям возможность коренным образом изменить способ своей работы, пишет на портале ComputerWeekly директор по управлению изменениями консалтинговой компании Brightman Роми Хьюз.

Как правило, когда новая технология приходит на предприятие, ее влияние на работу сотрудников носит умеренный характер, она просто цифровизирует какую-то существующую рабочую практику, например, служебные записки становятся электронными письмами, встречи на местах превращаются в звонки в Zoom. Однако в конечном итоге процессы, которые выполняют люди, и методы управления ими в основном останутся прежними. Но то же самое нельзя сказать о цифровой трансформации. При правильной реализации она дает организациям возможность коренным образом изменить методы своей работы. Именно этот «трансформационный» аспект отличает ее от внедрения отдельных технологий.

Проблема заключается в том, что большинство людей к этому не готовы. В частности, когда эффект цифровой трансформации действительно проявится, тех руководителей, которые практически не меняли методов работы со времен промышленной революции, ждет шок. Как она повлияет на них, и могут ли они что-то с этим поделать?

Менеджеры не застрахованы от трансформации

Большинство человеческих историй, связанных с цифровой трансформацией, как правило, сосредоточены на ее влиянии на рядовых работников, в частности на том, как она приводит к сокращению людей определенных профессий. Если у торгового предприятия, например, везде кассы самообслуживания, нужны ли ему еще кассиры? Нет, не нужны. Технологические инновации всегда приводили к сокращению определенных производственных профессий. И все же, несмотря на многочисленные технологические революции, пока что люди в них вписывались. Возможно, у нас стало меньше шахтеров, операторов распределительных щитов, трубочистов и т. д., но люди нашли себе достойную работу в новых, более технологически совершенных отраслях.

На этот раз отличие от предыдущих технологических революций заключается в том, что изменения, вызванные цифровой трансформацией, касаются не только рабочей силы, но и ее руководителей. И если учесть, что до сих пор основная роль менеджеров была в значительной степени изолирована от всех изменений, происходящих с рабочей силой под его началом, то теперь их может ждать большой сюрприз.

Это связано с тем, что большинство менеджеров ориентированы на выполнение задач: они ставят их и проверяют их выполнение. Затем они докладывают об этом своему руководителю, а тот, в свою очередь, докладывает об этом выше, пока в конечном итоге не доходит до совета директоров. Таким образом, «управление» — это прежде всего отчетность перед теми, кто находится выше по руководящей цепочке. Но если благодаря цифровой трансформации отчетность по задачам становится более автоматизированной или сами задачи становятся автоматизированными, какая роль отводится менеджерам? Что им делать, если они больше не могут отчитываться о выполнении задач?

Перемены к лучшему

Руководители должны осознать эти изменения и адаптироваться к ним, как это на протяжении многих десятилетий делали их сотрудники. Организации могут упростить им адаптацию, перейдя от системы отчетности, основанной на задачах, к целям, основанным на ценностях и результатах. Менеджеры по-прежнему будут играть важную роль в цифровой трансформации предприятия, но эта роль будет гораздо более перспективной и стратегической.

Вместо того, чтобы составлять отчеты и оглядываться на то, что было сделано, они должны больше ориентироваться на будущее. Менеджеры будут читать отчеты, а не писать их, и принимать более стратегические решения на основе большого количества данных, часто с помощью анализа на базе ИИ. Эта тактика работы далека от менеджмента, основанного на задачах, который сегодня доминирует в организациях. Чтобы соответствовать ей, потребуются совершенно иные навыки и мышление, которые некоторые из сегодняшних менеджеров могут перенять с трудом.

Возвращение менеджмента к корням

Хотя эти изменения требуют переоценки роли менеджера в современных организациях, в действительности цифровая трансформация возвращает менеджмент к его истокам. Он никогда не был предназначен для агрегирования отчетности — его задача заключается в создании ценности путем получения максимальной отдачи от людей через поощрения, мотивацию и создание условий для работы.

Влияние цифровой трансформации на руководителей в конечном итоге будет положительным, но только в том случае, если они примут ее и будут готовы трансформироваться сами.