Компания Software AG опубликовала прогнозы, касающиеся развития искусственного интеллекта в 2019 году, в них говорится: «Средства пограничных вычислений уже достигли достаточно высокого уровня развития для того, чтобы способствовать внедрению IoT на производстве, банки же смогут опираться на показатели качества и объема производимой продукции при принятии решения о кредитовании предприятий».

Промышленные производители научились не только внедрять, но и эффективно масштабировать решения для интернета вещей (IoT) в рамках всего предприятия. Граничные устройства стали более интеллектуальными, теперь на них можно развертывать и выполнять существенно более сложные алгоритмы — соответственно расширилась функциональность инструментов граничной аналитики.

Благодаря этому в 2019 году повысятся темпы внедрения IoT и производители начнут использовать IoT для решения самых разных задач. Например, ряд российских электростанций уже оборудован встроенными системами телеметрии и автоматики, и все ведущие энергетические компании России занимаются дооснащением генерирующих объектов системами IoT.

По мере распространения моделей сервисных контрактов (контрактов жизненного цикла) и оплаты по показателям конечного результата будет меняться подход к затратам на основные активы. Все чаще клиенты будут приобретать не единицу оборудования, а созданную ею ценность. Это значит, что изменится и смысл кредитных линий — предприятия будут рассчитываться с банками, исходя из потока прибыли, полученной благодаря кредитному оборудованию, причем необходимую для этого аналитику будут собирать установленные на оборудовании сенсоры. В России сервисные контракты и оплата по показателям конечного результата пока рассматриваются как новшества, особенно в промышленной сфере. Но, поскольку банки все больше заинтересованы в экономических результатах предприятий, такая активность будет расти, как минимум, в формате пилотных проектов. Это значит, что понятие банковского риска тоже приобретет иной смысл — он будет непосредственно зависеть от качества вырабатываемой продукции.

Кроме того, поскольку прибыльность предприятия зависит еще и от управления маркетингом и продажами, промышленные производители будут реорганизовывать отделы продаж и пересматривать системы мотивации менеджеров по продажам, а также повышать инвестиции в CRM-системы и обеспечивать их совместимость с IoT-платформами и решениями для управления ресурсами предприятия (ERP). Уже известны проекты категоризации оборудования, составления каталогов нормативно-справочной информации и разработки систем сбора, передачи и расчета технической информации (ССПРТИ) российских промышленных предприятий, которые в дальнейшем планируют интегрировать эти системы с ERP-решениями, а также с системами технического обслуживания и ремонтов (ТОиР).

Чем активнее промышленные предприятия намерены реализовывать цифровые инициативы, тем больше им придется инвестировать. Предприятия будут вкладывать средства в новые производственные технологии, такие как подключенные к сети системы управления качеством и промышленный интернет вещей (IIoT), и максимально широко масштабировать эти системы. Аналитики ожидают, что российский рынок IIoT должен в 2019–2021 гг. показать рост с 93 млрд до 270 млрд р., а эффект от внедрения IIoT в реальном секторе экономики к 2020–2021 гг. может составить до 0,8–1,4 трлн р.

Слияния, поглощения и продажи активов привели к чрезмерному усложнению портфелей предприятий, стратегий выхода на рынок и цепочек создания ценности. Чтобы перераспределять портфели и разрабатывать максимально эффективные корпоративные стратегии, нужно научиться четко, от начала и до конца видеть цепочки создания ценности.

Главной концепцией новой экономики становится бизнес-модель «Все как услуга» — вместо того, чтобы приобретать продукты и услуги в собственность, клиенты просто будут использовать их по мере необходимости, при этом основная функциональность промышленных изделий будет зависеть от встроенного в них программного обеспечения. Опираясь на это и продавая непрофильные активы, производители будут высвобождать капитал для инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и в прорывные продукты — подобную стратегию уже использует ряд промышленных российских стартапов.

Для того чтобы оперативно выполнять запросы бизнеса и вести цифровую трансформацию предприятий, ИТ-отделам придется в 2019 году работать еще быстрее. Наибольшего успеха добьются те компании, которые будут руководствоваться методологией DevOps, обеспечивающей взаимодействие и взаимную интеграцию подразделений разработки и ИТ-обслуживания, и принципом Digital first, согласно которому нужно использовать в первую очередь цифровые медиа-каналы, технологии и практики — они смогут пересмотреть свои подходы к работе и добиться максимальной эффективности. Ключевую роль в поддержке бизнес-инициатив будет играть API-менеджмент, поэтому ИТ-отделы сосредоточатся на быстром и эффективном создании сложных API, их интеграции и управлении ими.

Пресс-релиз

Версия для печати