Число законодательных актов, позволяющих оформлять и представлять в органы контроля те или иные документы в электронном виде, становится все больше. В соответствии с приказом Фонда социального страхования № 590 от 16 декабря 2013 г. с 1 января 2014-го плательщики страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством получили возможность сдавать в электронном виде форму 4а-ФСС.

Настоящим приказом утверждена “Технология приема отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма-4а ФСС РФ) в электронном виде с применением электронной подписи”. В ней, в частности, предусмотрен порядок подготовки и представления отчетов в электронном виде с электронной подписью (ЭП). Страхователь представляет отчет в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на шлюз приема расчетов в сети Интернет лично или через своего уполномоченного представителя на внешнем носителе в территориальный орган фонда по месту регистрации.

Безусловно, оформление и сдача документов в электронном виде удобна. Однако по словам Ирины Егоровой, аналитика системы “Контур-Экстерн” компании “СКБ Контур”, такой вариант сдачи отчетности — это возможность, но не обязанность. “Для того чтобы начать сдавать отчеты через сеть, плательщику понадобятся доступ в Интернет, квалифицированная электронная подпись и установленные на компьютере средства криптографической защиты информации (программа для шифрования ЭП), — пояснила она. — Дальше можно заполнить форму на портале ФСС после предварительной регистрации, подписать и зашифровать файл отчета в специальной программе (его можно скачать на сайте ФСС). Готовый подписанный и зашифрованный файл надо загрузить на шлюз ФСС. Можно также воспользоваться сервисом спецоператора электронного документооборота”.

Основные понятия и разъяснения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, даны в федеральном законе № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”. В частности, в нем перечислены плательщики страховых взносов, порядок их исчисления, сроки уплаты и пр.

Говоря о сдаче отчетности в электронном виде, следует обратить внимание на то, какая категория плательщиков таким образом сдаёт отчеты. К ним относятся плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц превышает 50 человек (статья 15, п. 10 настоящего закона).

“Насколько удобнее будет сдача данной конкретной отчетности в электронном виде, судить фонду и страхователям. Уход от бумаги в любом случае неизбежен. Государственным органам поддерживать несколько каналов приема отчетности накладно, а организациям, один раз “вошедшим в воду” и освоившим сдачу отчетности в электронном виде, тоже нет смысла держаться зубами за бумагу. Уж если в дом провели электричество, то с лучиной, свечами и керосиновыми лампами, наверное, пора расставаться”, — считает ведущий эксперт по управлению документацией компании ЭОС Наталья Храмцовская. По ее мнению, события в данном случае будут развиваться по тому же сценарию, что и аналогичные проекты налоговой службы, где добровольность очень быстро сменилась обязательностью.

Версия для печати