«Мы создаем будущее» — таким лозунгом председатель совета директоров компании ЭОС Владимир Баласанян открыл очередную ежегодную конференцию для корпоративных заказчиков «Осенний документооборот», которая в этом году была юбилейной. Дело в том, что как раз нынешней осенью российский рынок СЭД имеет полное право отметить свое двадцатилетие: именно в это время года в 1994-м появились две первые российские компании, изначально выбравшие в качестве своей специализации разработку программных систем для автоматизации управления документами в организациях — «Электронные офисные системы» (ЭОС) и «ИнтерТраст». Надо сказать, что они и сегодня являются ведущими игроками этого рынка («ИнтерТраст» провела свою юбилейную конференцию месяцем ранее).

Бессменный руководитель ЭОС напомнил, что двадцать лет назад компания поставила перед собой задачу создания систем электронного документооборота — тогда все документы в нашей стране были исключительно в бумажном виде, а персональные компьютеры использовались лишь как автоматизированная замена пишущей машинки. И далее он сформулировал ключевые изменения в данной отрасли в целом за прошедшие годы:

  • от делопроизводственных процессов — ко всем процессам и интеграции с другими приложениями;
  • от единичных внедрений в год — к тысячам проектов;
  • от замкнутых систем и пересылки документов — к межкорпоративному взаимодействию;
  • от продажи лицензий — к продаже услуг;
  • от специализированных прикладных решений — к платформам управления контентом;
  • от автоматизации «как есть» — к аналитике, консалтингу, стандартам и регламентам;
  • от бумажных документов — к электронным, от документов — к контенту;
  • от прямых продаж — к продажам через партнерскую сеть;
  • от персонала по работе с документами — ко всем исполнителям и руководителям;
  • от локальных решений — к облачно-мобильным системам.
Шесть тысяч компаний-заказчиков, шестьсот тысяч рабочих мест, продуктовая линейка, покрывающая весь спектр потребностей клиентов в сфере управления контентом, неизменная позиция среди лидеров отрасли, серьезные технологические заделы на будущее — с такими итогами ЭОС подошла к своему двадцатилетию. «Чтобы быть первыми, нужно опережать время и придумывать то, чего раньше не было и что станет необходимым для всех спустя годы», — сформулировал Владимир Баласанян один из ключевых залогов успеха и затем проиллюстрировал сказанное таким примером.

В далеком 2002-м группа экспертов, представителей ведущих российских СЭД-поставщиков (в том числе ЭОС), решила в инициативном порядке создать спецификации интерфейса обмена электронными документами между различными СЭД и оперативно, в течение пары месяцев, реализовала эту идею. Уже в 2006-м ЭОС (и другие участники проекта) ввели поддержку этого интерфейса в свои ключевые продукты. Через год ЭОС в рамках программы «Электронная Россия» выполнила разработку «Системный проект системы межведомственного документооборота», которая в существенной мере легла в основу стартовавшего спустя два года федерального проекта МЭДО (межведомственный электронный документооборот), а в 2010-м созданный восемью годами ранее XML-интерфейс получил статус ГОСТа.

Этот пример, по-видимому, должен был продемонстрировать необходимость «работы на опережение» и упорства со стороны разработчиков в деле продвижения инноваций. Но у некоторых слушателей он вызвал недоумевающие вопросы: не слишком ли долог и сложен этот путь, при том что речь идет о вроде бы довольно актуальной и совсем не сложной с технической точки зрения задаче?

Возникшие сомнения по поводу скорости продвижения инноваций на российском СЭД-рынке лишь усилились в ходе последующего выступления заместителя директора департамента проектов по информатизации Минкомсвязи Валерия Барона, который в своем докладе «О реализации проекта перехода на обмен электронными документами с электронной подписью при взаимодействии органов государственной власти» как раз продолжил тему приведенного перед этим примера. Представитель министерства показал, что дело, начатое двенадцать лет назад, еще весьма далеко от завершения. Выяснилось, что последние полтора года Минкомсвязи при участии экспертного отраслевого совета (куда входят некоторые участники разработки 2002-го) занимается «разработкой единых технологий обмена, форматов электронных документов и процедур подтверждения юридической значимости электронных документов с применением электронной подписи», и результаты этой многомесячной работы пока находятся лишь в статусе проекта постановления правительства, утверждение которого еще только предстоит в будущем.

Но при этом Валерий Барон уверил собравшихся, что до конца 2016 г. все 100% федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) должны перейти на обмен электронными документами при взаимодействии между собой и с правительством РФ (на этот счет есть утвержденное постановление), уточнив, правда, что речь идет лишь о федеральном уровне исполнительной власти и не затрагивает уровней регионального и муниципального. Отвечая на последовавший из зала вопрос, не слишком ли долог путь наших госорганов к электронному документационному взаимодействию и зачем министерство занимается разработкой алгоритмов, которые уже были созданы двенадцать лет назад и даже закреплены в виде ГОСТа, чиновник сослался на сложности внедрения инноваций и на то, что состав министерства почти полностью сменился два с половиной года назад.

Выступивший затем еще один представитель Минкомсвязи — заместитель начальника отдела правовой экспертизы правового департамента Владимир Держируков — зачитал текст доклада о проблемах и перспективах правового регулирования в сфере развития электронного документооборота, из которого можно было сделать вывод, что сотрудники министерства также усиленно работают над решением этих вопросов.

Впрочем, последующие доклады представителей заказчиков, специалистов ЭОС и партнеров вендора создали более оптимистичное представление о сегодняшнем состоянии дел в российской СЭД-отрасли. Общий анализ ситуации на рынке сделал менеджер IDC/Russia Александр Прохоров, который, правда, с некоторым удивлением отметил в своем выступлении, что обещавшая еще два года назад «выстрелить» тема применения облаков в СЭД сейчас явно отошла на задний план и у поставщиков, и у заказчиков. Этот вывод IDC был виден и на нынешней конференции: если в предыдущие два года на подобных мероприятиях были сообщения как об облачных сервисах, так и о проектах их внедрения, то сейчас на данную тему разговора вообще не было.

О том, что переход на безбумажный документооборот вполне возможен уже сегодня, на примере реализации в Вологде системы согласования проектов муниципальных правовых актов в электронном виде рассказала Ольга Седова из администрации этого областного центра. Кроме перевода в электронный вид внутренних деловых процессов мэрия сейчас осуществляет внешнее электронное взаимодействие с городской Думой и прокуратурой.

Начатую на пленарной секции тему разработки нормативной базы по управлению документами продолжила на секционном заседании ведущий эксперт ЭОС Наталья Храмцовская. Она отметила, что наше сегодняшнее законодательство многие вопросы, ранее решавшиеся исключительно на федеральном уровне, отдало на усмотрение регионов. К сожалению, сами регионы еще не очень привыкли к предоставленной им свободе и зачастую по старинке ждут указаний и решения собственных проблем из Москвы. В качестве позитивного примера была приведена деятельность по формированию региональной нормативной базы в Ростовской области. Кроме всего прочего этот проект показал эффективность сотрудничества в данной сфере специалистов госорганов, отлично знающих «внутреннюю кухню» своих организаций и свою локальную нормативную базу, и специалистов компаний-поставщиков, которые постоянно обобщают опыт успешных внедрений своих программных продуктов, изучают отечественный и зарубежный опыт, российскую законодательно-нормативную базу и практику ее правоприменения.

На конференции была впервые представлена новая версия продукта EOS for SharePoint 4.0 (на платформе Microsoft SharePoint 2013), одним из новшеств которой стал «ролевой интерфейс» с учетом особенностей работы различных категорий сотрудников (пять шаблонов сайтов для разных рабочих мест), а также реализация нового похода к внедрению систем (основной ориентир на роли пользователей, применение готовых шаблонов групповых и индивидуальных рабочих мест, принцип «единого окна СЭД», простые инструменты пользователей и гибкие настройки для технологов). Были представлены и некоторые другие новинки, в том числе мобильные приложения, средства электронной подписи, технологии работы с растущими объемами данных.


Версия для печати (без изображений)