Российские банки накопили огромный опыт в организации юридически значимого электронного документооборота между юридическими лицами. По сути, они были первопроходцами в этой области в нашей стране. Еще никто не посылал отчетность регуляторам в электронном виде, а банки уже вовсю обменивались электронными документами. Международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей SWIFT была создана еще в 1973 году, и некоторые наши банки использовали ее для осуществления документооборота на международном уровне еще в советские времена.

В 1993 г. ЦБ РФ запустил первую российскую систему межбанковского обмена информацией «Ремарт», и банки начали обмениваться разнообразными документами (в том числе и в произвольной форме) через Межрегиональный центр информатизации (МЦИ) при Банке России, отвечающий за систему электронных расчетов между банками. В электронном виде банки стали сдавать и отчетность в МГТУ Банка России.

С развитием клиентских сетей банков развивались и их системы электронного документооборота, построенные на использовании систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Причем по системам Банк-Клиент и, позднее, интернет-банкинга передавались не только чисто банковские документы, такие как платежные поручения и выписки, но и произвольные, например бухгалтерская отчетность клиентов, нужная для решения вопроса о предоставлении ему кредита банком, или письма клиента в произвольной форме с просьбой остановить или отозвать платеж.

Фактически банки стали операторами внешнего электронного документооборота (ЭДО) для своих клиентов. Причем, чем больше банк и чем больше его клиентская сеть, тем больше было клиентов его сети ЭДО.

Наш самый крупный банк, обслуживающий в настоящее время 1,3 млн. юридических лиц, — это Сбербанк. Вполне логично, что руководство банка, учитывая принятую стратегию на развитие околобанковских сервисов, решило использовать свои конкурентные преимущества и в полном объеме выйти на рынок операторов ЭДО, обеспечивающих документооборот между юридическими лицами. То есть в Сбербанке решили предоставить возможность своим клиентам не только посылать документы в банк, но и обмениваться электронными документами (прежде всего счетами-фактурами) с другими предприятиями, а также посылать отчетность в Пенсионный фонд, Федеральную налоговую службу (ФНС) и другие государственные органы.

Для этого Сбербанк купил в 2012 г. «КОРУС Консалтинг СНГ» — сервисное подразделение группы компаний «КОРУС Консалтинг», которое предоставляет услуги EDI (Electronic Data Interchange) электронного обмена внешними документами между контрагентами на базе платформы ECOD. Дополнение классических систем банк-клиент функционалом решений «КОРУС Консалтинг СНГ» позволяет клиентам банка осуществлять весь внешний документооборот в одном окне (услуга e-invoicing в интернет-банке «Сбербанк Бизнес Онлайн»), что, конечно, очень удобно.

В рамках этой системы клиент может посылать не только счета-фактуры, но и договора, товарные накладные, акты приемки и выполнения работ и услуг, акты сверки расчетов и т. д.

Используя ЭДО клиент получает следующие преимущества:

  • высокую скорость получения документации;
  • уменьшение количества ошибок и трудоемкости их исправления;
  • уменьшение затрат на хранение документов;
  • обеспечение сохранности документов;
  • улучшение контроля взаимоотношений с контрагентами;
  • возможность использования инструментов аналитики.

Меньше бумаг — меньше расходов, меньше требуемого персонала. И не надо посылать курьера, чтобы привезти распечатку счета-фактуры в бумажном виде.

Но и для Сбербанка информация о документообороте клиента будет интересной — ее можно пустить на обработку через систему BigData. Это конкретная информация о повседневной деятельности, о поставках и оплатах. В том числе, сделанных через другие банки.

«С одной стороны, мы повышаем удобство и делаем банк более интересным для клиентов, решаем его дополнительные проблемы, но в будущем это все пойдет в копилку наших знаний о клиенте, — отметил, отвечая на вопросы о системе электронного документооборота для клиентов банка, директор Управления развития удаленных каналов обслуживания Сбербанка Михаил Малахов на брифинге «Реализация стратегии Цифрового корпоративного банка».

Между тем, сейчас ситуация на рынке операторов ЭДО напоминает ту, что была в начале становления рынка операторов мобильной связи. Тогда на нем присутствовали несколько крупных операторов, и каждый хотел, чтобы клиенты звонили только в рамках их сети, хотя сами клиенты были заинтересованы в межсетевом роуминге.

Клиенты Сбербанка тоже хотят иметь возможность посылать свои электронные документы предприятиям, обслуживающимся в других банках. В том числе и тех, кто не подключен к системе e-invoicing. В связи с этим встает вопрос об организации роуминга в среде операторов ЭДО.

«У нас уже есть роуминг с несколькими операторами, и сейчас мы пытаемся найти взаимовыгодное решение, при котором такой роуминг будет распространяться, — пояснил г-н Малахов. — Конкуренция на рынке присутствует, операторы смотрят друг на друга настороженно, реальных данных, насколько тот или иной оператор успешен в области продвижения электронного документооборота нет, есть только декларации каждого из операторов. Сложно, но мы активно занимаемся тем, чтобы все же наладить роуминг. Мы считаем, что чем больше у юридического лица будет возможностей послать документ другому юридическому лицу, тем быстрее будет развиваться этот рынок. С нашей точки зрения, он движется гораздо медленней, чем прогнозировалось вначале. Нужен толчок. Cо стороны нас всех — операторов. Если не найдем взаимопонимания с другими операторами, будем взаимодействовать с государственными органами. Они были начинателями этого процесса. Они нам и сейчас частично помогают. Например, сейчас реестр счетов-фактур передается только в электронном виде. Но хотелось бы, чтобы процесс шел быстрей. Пока не получается».

Проблема роуминга в среде операторов ЭДО включена в тематику очередного форума Russian Enterprise Content Summit 2015 (RECS 2015), который состоится 10 сентября 2015 г. Михаил Малахов пообещал, что докладчики от Сбербанка примут участие в этом мероприятии, и выразил надежду, что в ходе его проведения удастся организовать обсуждение проблемы роуминга с другими крупными операторами ЭДО, такими как «Такском» и «СКБ Контур».

Версия для печати (без изображений)