Генеральный директор компании «Логика Бизнеса» Виктор Вайнштейн рассказывает о том, как организация работала последние пять лет и каких результатов достигла.

С какими результатами закончила финансовый год компания «Логика Бизнеса»? Находит ли в этих результатах отражение нынешняя ситуация на рынке продуктов по управлению корпоративным контентом?

Предпосылок для существенного роста рынка из-за общего состояния российской экономики не было, так что мы и не ожидали высоких темпов роста финансовых результатов компании, как это происходило ранее. Тем не менее оборот немного вырос: в 2017 финансовом году он составил 1,87 млрд. рублей. В минувшем периоде компания завершала масштабные проекты тиражирования, а также выполняла пилоты, которые создадут объем работ в будущем.

Наши клиенты — крупные, распределенные российские организации. В них происходят серьезные внутренние изменения — они стремятся к централизации активов на единой платформе. По сути, мы работаем на рынке цифровой трансформации крупных организаций. А на нем взрывного роста, в разы, не бывает.

Дело в том, что крупные организации никогда не принимают решения с наскока. Они сначала проведут пилотный проект, убедятся в его работоспособности, потом напишут программу трансформации и, основываясь на ней, будут предсказуемо, с оговоренным заранее бюджетом решать свои задачи. Мы идем с этими организациями в унисон — и растем вместе с их желанием масштабировать проверенное на пилотных проектах ECM-решение.

В этом смысле «Логика Бизнеса» не совсем рыночная компания в классических терминах спроса. Мы не можем сказать, что у нас сотни клиентов, которые ведут себя в рамках определенного тренда, и мы на него ориентируемся. Нет, наш интегральный рост сильно зависит от того, в какой фазе цикла, который называется «принятие решения о цифровой трансформации и его реализация», находится та или иная организация. С одними клиентами мы в фазе поддержки уже работающих решений, с другими — внедрения и масштабирования нового решения. С каждым мы глубоко прорабатываем конкретные проекты, на 2-3 года вперед. Фактически работаем с ними в модели стратегического партнерства.

Чего ждать от рынка продуктов по управлению корпоративным контентом в ближайшей перспективе? Каковы, на ваш взгляд, основные движущие силы этого рынка в России и в мире?

Все запросы, какие мы получаем с рынка, касаются цифровой трансформации документооборота. От нас ожидают решения по управлению документами, которое будет функционально насыщено, которое можно масштабировать и легко интегрировать в существующий корпоративный ИТ-ландшафт. При этом строить решения для управления документами разных типов — финансовых, технических, организационных, юридических, маркетинговых и других — компании хотят на основе единой платформы хранения и использования цифрового контента внутри организации. К такому видению изменений постепенно приходят все наши клиенты.

Одно из следствий цифровой трансформации корпоративного документооборота — изменение структуры компаний: они переходят от территориальной организации к функциональной. Оперируя цифровыми документами, выгодно создавать т. н. общие центры обслуживания, как правило, в регионах, где собираются оцифрованные документы компании и цифровые профили ее клиентов.

Вы планировали существенно, в разы, увеличить долю продаваемых продуктов на платформах свободного программного обеспечения. Растет ли спрос на СПО в соответствии с вашими ожиданиями?

Потенциал роста спроса на СПО еще не выбран до конца. Для российского рынка он объективен: у свободных платформ дополнительные преимущества, поскольку их проще интегрировать, у них ниже общая стоимость владения за счет лицензионной составляющей, а кроме того, решения на них включены в Реестр отечественного ПО. Я вообще думаю, что использование СПО у нас станет обязательным, поскольку разработчики проприетарных платформ, лидеры мирового рынка, к большому сожалению, оказываются заложниками геополитической ситуации. Я говорю о заявлениях некоторых компаний о том, что они не могут оказывать техническую поддержку своих решений определенным организациям в России. Для продуктов СПО такую ситуацию трудно представить: альтернативный провайдер найдется всегда. Без свободного программного обеспечения компания может стать заложником системы с закрытым кодом и потерять возможность поддерживать управление документами.

Виктор, пять лет назад, когда вы возглавили компанию «Логика Бизнеса», вы сформулировали свое видение следующим образом: «Через пять лет хочу видеть успешную компанию, признанного лидера в своем направлении, со сбалансированным портфелем продуктов, с долгосрочной стратегией развития». Можете сказать, что необходимая работа проделана и цели в основном достигнуты?

Что ж, все так и произошло. Пять лет назад никто не мог подумать, что мы станем признанным лидером по направлению ECM. Я считаю, что мы добились хорошо сбалансированного продуктового портфеля: у нас две платформы, на которых мы можем делать решения, — СПО и проприетарная от лидера мирового рынка. Пять лет назад первой платформы практически не было. А от второй мы сейчас не зависим так, как пять лет назад.

Но сделать можно было больше. Мы все же немного застряли в модели поставщика решений, а мне хочется, чтобы в поставляемых решениях было больше наших продуктов. Чтобы они стали более зрелыми, чтобы в них была реализована большая часть видения заказчика, а уровень кастомизации «коробки» стал ниже. Мы сейчас стараемся переосмыслить наш проектный опыт для того, чтобы отточить продуктовую модель. Этому будет посвящен 2018 год. Мы сделали небольшой продуктовый ребрендинг, как нам кажется, более понятный рынку.

Стратегия развития компании предусматривает интеграцию вендорских и внедренческих активностей. Устраивает ли вас нынешний баланс между бизнес-моделями разработки продуктов и продажи лицензий на них и оказанием (внедренческих) ИТ-услуг?

Сейчас баланс моделей не устраивает. В компании работает архитектурный комитет, который переосмысливает всю эту историю баланса двух бизнес-моделей. Прийти к заказчику, что-то настроить, и «коробочная» система «полетит» — такого не бывает. С другой стороны, бесконечно дописывать и переписывать решение под заказчика тоже невозможно. Адаптировать — да. Интегрировать с другими системами — безусловно. Но от глубокой кастомизации надо полностью уходить.

В продуктовом портфеле компании основным продуктом теперь считается «Логика: Платформа». Какова ее функциональность? При каких условиях ваша платформа может оторваться от подлежащих платформ типа IBM FileNet и Alfresco? И насколько, на ваш взгляд, близка эта точка отрыва?

Наша «Логика: Платформа» — это конструктор, набор базовых элементов ЕСМ-функциональности, адаптированных для конкретных задач по управлению документами, которые стоят перед отечественными организациями. Дальше на основе этой платформы мы создаем конкретные продукты: СЭД, финансовый документооборот, технический документооборот, юридически значимый электронный документооборот (ЮЗ ЭДО) и другие. Это уже специфические бизнес-процессы, настройки и пользовательский интерфейс.

При каких условиях наша платформа может оторваться от подлежащих платформ IBM FileNet и Alfresco? Это вопрос зрелости. Это будет возможно, если появятся отечественные «кубики», из которых можно создать ЕСМ-платформу (хранение информации, ее структурирование, масштабирование и прочие системные вещи). Сейчас мы такой задачи себе не ставим. Мы всегда говорили, что стоим на плечах гигантов — компаний с репутацией, знаниями и компетенциями.

В моем понимании, разница в трудоемкости при разработке функционально хорошего продукта и функционально хорошего продукта, который неограниченно масштабируется и работает под любой нагрузкой, — примерно в два раза. И IBM FileNet, и Alfresco, каждая в своей области, обеспечивают универсализм и масштабируемость наших решений, потому что эти промышленные ECM-платформы опробованы на серьезных внедрениях, у них есть трек-рекорд и они, как минимум, позволяют уверенно говорить, что наши решения будут работать, в том числе под нагрузкой.

Хотя сейчас мы отложили для себя тему создания полностью своей ECM-платформы, я думаю, точка отрыва в принципе достижима. Появилась же отечественная реляционная СУБД с открытым годом Postgres Professional. Хорошая система, мы ее используем как часть нашего ЕСМ-решения. Появятся другие хорошие «движки», мы тоже будем их интегрировать в наши решения.

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT