В преддверии намеченного на 10 сентября онлайн-форума Russian Enterprise Content Summit 2020 редакция itWeek обратилась к ключевым спикерам конференции с предложением поделиться своим видением ситуации и трендов на отечественном рынке систем управления корпоративным контентом (ЕСМ), корпоративных систем электронного документооборота (СЭД) и юридически-значимого межорганизационного документооборота (ЭДО). Вот что нам рассказал Артем Пермяков, директор по перспективным исследованиям компании Directum.

Как пандемия COVID-19 и связанные с ней проблемы социального дистанцирования и обеспечения удаленной работы изменила повестку дня СЭД/ЭДО/ЕСМ? Какие технологии вышли на первый план, как изменились потребности предприятий в условиях вызванных пандемией экономического спада и повышенной неопределенности? Какие коррективы вносятся в государственную и корпоративные политики цифровизации?

Пандемия и уход на всеобщий карантин здорово усилили интерес компаний к электронным документам и взаимодействию вообще, а к кадровому электронному документообороту в особенности. Мы заметили резкое повышение спроса на электронные юридически значимые документы, а также на электронные подписи, эту значимость обеспечивающие.

Если от служебных записок компании смогли безболезненно отказаться в этот период — вместо них стали обмениваться письмами по электронной почте, то работа с юридически значимыми кадровыми документами стала настоящим вызовом для работодателей и поставщиков ИТ-решений.

HRM-системы часто не включают возможностей для согласования и подписания документов, они созданы больше для учетных задач. BPM-системы поддерживают необходимые процессы, но не могут обеспечить юридически значимое хранение документов в соответствии с требованиями архивного делопроизводства

ECM — как раз тот класс систем, который этот вызов по цифровизации HR-процессов и документов принял. То есть это и согласование разных видов кадровых заявлений, и процессы приема, перевода, увольнения сотрудников, работа с отпусками, организация командировок — все эти процедуры сопровождаются большим количеством юридически значимых документов, которые нужно подписать и как-то организованно хранить. Некоторые — больше 50 лет.

Для компаний на первый план вышла задача по подписанию документов в электронном виде. Более продвинутые организации начали внедрять эти практики, не дожидаясь изменений трудового законодательства, но ссылаясь на 63-ФЗ «Об электронной подписи» и судебную практику, признающую за документами, подписанными электронно, такую же юридическую силу, какую имеют бумажные документы, подписанные собственноручно.

В общем-то, развитие решений для цифровизации кадрового документооборота и процессов, электронного подписания документов получило в период социальной изоляции наибольший приоритет. На уровне государства стали убираться барьеры для электронного взаимодействия в трудовой сфере. Эксперимент Минтруда по использованию электронных документов, связанных с работой, стал еще более актуален: резко возросло количество компаний, желающих принять в нем участие.

В Госдуму на рассмотрение был внесен проект изменений в ТК РФ касательно дистанционной работы — все делается для упрощения перехода работников и работодателей на цифровое взаимодействие.

Какую тему вы собираетесь осветить в своем докладе на конференции? Почему эта тема представляет несомненный интерес для аудитории руководителей финансовых, бизнес- и ИТ-подразделений предприятий и организаций? Какую практическую пользу они смогут вынести из вашего доклада?

Главная тема доклада — технологии искусственного интеллекта и их применение в бизнес-процессах. Наша компания занимается разработкой и внедрением как ECM-системы, так и сервисов на основе искусственного интеллекта для улучшения самых разных внутренних процессов компаний: от делопроизводства до бухгалтерского документооборота и договорной работы. Это и обработка входящей корреспонденции с автоматическим определением ответственных, и автозаполнение карточек документов, и создание резолюций из протоколов совещаний, и оценка рисков в договорах, проверка обязательных реквизитов первичных учетных документов, автоматическое формирование и заполнение авансовых отчетов, и другие кейсы. И так как мы сами разрабатываем и систему, обеспечивающую процессы, и интеллектуальные инструменты — это обеспечивает бесшовную интеграцию и высокую готовность решений к использованию «из коробки».

ИИ сегодня — реально работающий инструмент, который повышает эффективность бизнес-процессов, и для многих организаций он — уже насущная необходимость. Находя применение ИИ в разных рутинных процедурах, мы по сути создаем для компаний цифровых помощников, которые берут на себя наиболее трудоемкие повторяющиеся процессы, освобождая время людей на более интересные творческие задачи. При этом за человеком остается ответственность по валидации данных, которые обработал интеллектуальный сервис. Но с цифровым ассистентом его работа значительно упрощается, а эффективность процесса увеличивается. А это уже следующий уровень развития предприятия.

В своем докладе я приведу примеры и результаты использования технологии в реальных компаниях на конкретных процессах делопроизводства, обработки договорных, финансовых, бухгалтерских документов. Компании, присутствующие на конференции, смогут «примерить» эти кейсы на процессы своих подразделений, оценить потенциальную пользу и применимость интеллектуальных инструментов для своей компании.

Зарегистрироваться для участия в онлайн-конференции можно на сайте RECS-2020.