НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Отчет DSS по СЭД-рынку за 2010 уже есть!

Андрей Колесов
07.06.2011 08:33:30

Все идет по плану! Недавно я вспомнил о том, что как раз в конце мая DSS Consulting выдавала свое ежегодный отчет по СЭД-рынку за прошлый году и написал по этому поводу пост: " Что скажет DSS о положении дел на российском рынке ECM-СЭД?". И через три получил письмо от DSS (там ничего приватного нет, поэтому было бы удобнее было бы передать эту инфо – не только мне, но и читателям – через блог, в виде комментария например).

Вот что мне сообщили:

1. Работа по оформлению результатов исследования СЭД-решений, представленных на российском рынке, завершена.

2. Сегмент рынка ECM-платформ в этом отчете не затронут, но все же есть планы заняться им уже нынешним летом.

3.Вариант оценок российского рынка в денежном выражении тоже не реализован (DSS традиционно оценивает в штучном измерении – число проектов, число рабочих мест)

4. Выборочный опрос заказчиков, а также анализ внедрённого функционала, заявленного участниками исследования (вендоры и интеграторы) в очередной раз подтвердили, что наиболее востребованным функционалом тиражных СЭД/ECM-продуктов является тот, что предназначен для автоматизации ОРД и в меньшей степени для создания электронных архивов и управления потоками работ. То есть ECM-функционал востребован фактически менее чем на половину.

5. Тиражные СЭД/ECM-продукты в 2010 году стали внедрять чаще, чем в 2009, отрасль снова пошла вверх, однако, темпы прироста уже не стахановские, как в случае с докризисными показателями.

Собственно мне прислали и сам отчет. Хотя это некоторый "укороченный" вариант, но все же довольно объемный. Его изучением я займусь к концу недели.

Комментариев: 13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

07.06.2011 12:30:54

Добрый день!

Наконец, собрался с мыслями и решил принять участие в дискуссиях в рамках тем данного блога (отдельное спасибо Андрею Колесову за неоднократные приглашения smile8) )

Для начала хотел бы представиться. Зовут меня Лопатин Никита и я представляю компанию DSS Consulting, не раз и не два упоминавшуюся в дискуссиях в этом блоге, да и не только.

Сразу хочу поблагодарить участников СЭД-сообщества за конструктивную критику в адрес содержания наших обзоров по российскому рынку систем управления документами/корпоративным контентом (ну или СЭД, как кому более привычно). Без критики развитие данного продукта было бы невозможно в принципе.

Теперь хотел бы пару слов сказать по поводу результатов недавно завершённого исследования российского рынка СЭД.

В рамках данного исследования были рассмотрены тиражные СЭД/ECM-продукты, сегмент ECM-платформ планируется рассмотреть в рамках отдельного исследования.

Основными критериями сравнения традиционно являются: количество завершённых проектов внедрения (в отличие от предыдущих версий исследования было принято решение считать не только новые проекты внедрения, а общее их количество за период) и количество автоматизированных рабочих мест (АРМ), установленных в рамках проектов внедрения. То есть мы считаем не лицензии. Для сравнения, по нашим данным, в 2010 году в России было установлено около 181 000 АРМ и реализовано более 191 000 лицензий.

Всего в рамках исследования было рассмотрено 16 тиражных СЭД/ECM-продуктов, что является далеко не полным перечнем продуктов, представленных на российском рынке. В будущих периодах постараемся расширить круг участников исследования.

На этом пока всё. В ближайшее время напишу более обстоятельный пост на тему результатов исследования.

В заключение, пользуясь случаем хотел бы пригласить участников СЭД-сообщества к очередному витку дискуссии на тему качества и количества аналитики, посвящённой российскому рынку СЭД/ECM-продуктов.

07.06.2011 13:10:01

Спасибо за подключение к обсуждению очень важной темы.
Сразу хотелось бы задать вопрос.

Какова методика сбора и проверки информации? Это данные, получаемые от компаний, или сведения собираемые независимым путем (например, анализ пресс-релизов)?

07.06.2011 15:02:09

Методика сбора и проверки информации достаточно простая.

Алгоритм действий следующий:

1. Первоначально проводится анкетирование компаний - участников исследования. В случае, если по какой-то причине получить данные от непосредственно от представителя компании не представляется возможным, проводится анализ открытых источников на предмет наличия/отсутствия информации о завершённых проектах внедрения продукта (пресс-релизы и т. д.)

2. Полученная информация обрабатывается, далее формируется выборка из тех проектов внедрения, информация по которым нуждается в подтверждении. В первую очередь для проверки отбираются масштабные проекты внедрения СЭД-продуктов (более 100 АРМ за проект), а также заявленные проекты, информация о которых не дублируется в открытых источниках.

3. Сформированная выборка отдаётся в распоряжение колл-центра, где специалисты путём телефонного опроса компаний-заказчиков определяют адекватность присланной информации. Если информация о заказчиках того или иного продукта является конфиденциальной, то по согласованию с вендором и заказчиками, проверку конфиденциальной информации осуществляют непосредственно аналитики DSS Consulting.

4. По итогам проверки формируется итоговая база знаний, на основании которой осуществляется дальнейший анализ российского рынка СЭД.

Таким образом, сбор информации непосредственно от участников исследования, анализ открытых источников, а также опрос компаний-заказчиков позволяет получить более полную картину, чем при использовании какого-то источника информации.

07.06.2011 15:52:06

Спасибо, Никита.

Все, что вы пишете про сбор данных, более или менее было понятно и раньше.

Нельзя ли пояснить, как происходит само формирование списка компаний-участников и анализируемых продуктов. Каков, по вашему мнению, удельный вес этого обсчитываемого вами агрегата в совокупном рынке ECM/СЭД (в денежном смысле или же каком-нибудь важном качественном аспекте). Сколько я заметил, Вы не анализируете деятельность таких компаний как Корус Консалтинг, Ай-Теко, Терралинк или, допустим, ЭЛАР. Вы считаете их работу мало значимой для рынка? А bbsoft и PayDox более значимой? Можно поинтересоваться, почему именно?

07.06.2011 16:45:31

Мне хотелось бы обратить внимание, что DSS анализирует не деятельность компаний, а реализацию вполне конкретных продуктов.
Т.е, не "ЭОС", а конкретно - "Дело-Предприятие", не "1С", а "1С:Документооборот".

Соответственно, интеграторы (Корус, АйТеко, Терралинк) тут не присутствуют изначально (так же как интеграторы не присутствуют в исследования вендорских рынков Гартнера и IDC).
Не очень хорошо знаю (хотя и знаю) бизнес ЭЛАР, но какой свой продукт они предлагают на рынке?

Совсем другой вопрос - насколько данный список продуктов отражает состояние рынка. Этот вопрос в блоге уже не раз поднимался, но в общем-то безуспешно -- как оценить емкость рынка, какая его для покрывается "тиражными решениями".

Но эта задача уже совсем иного уровня (более сложная) и требует наведения порядка в систематизации рынка, от чего участники рынка постоянно уходят.

07.06.2011 17:51:43

Реализация "конкретных продуктов" - гм, гм... Т.е. считается, что внедрения bbsoftware основаны на "продуктах", а во внедрениях, допустим, Коруса никаких "тиражных" компонент нет, а есть лишь одноразовые самоделки? Я хотел бы услышать от авторов анализа, чем, по их мнению, проекты внедрения ECM/СЭД не попавших в отчет компаний отличаются (количественно, качественно) от учтенных и просуммированных.

Может быть тем (подсказываю для данного частного случая), что заказчики проектов Коруса - сплошь крупные компании - голубые фишки, а заказчики bbsoftware - небольшие компании третьего эшелона? Тогда так и напишите, в чем проблема? Но понимают ли аналитики разницу в характере задач управления (а значит, в частности, и СЭД) в крупной и маленькой компании? Я ничего не имею против решений ECM/СЭД для малого бизнеса, это, возможно, огромный рынок (хотя о его размерах аналитики ничего не сообщают, потому что не знают). Но все же выполнить разблюдовку данных, поступающих с рынка, по осмысленному принципу, а не по дубоватой отраслевой схеме можно было бы.

Аналитики Гартнер - прежде всего специалисты по проблематике конкретного рынка (уж так ли это в действительности или не так, судите, если можете, сами) и они высказывают свое (субъективное) мнение о качестве присутствия вендора на этом рынке (vision и т.п.). От нашего случая (обсчет пресс-релизов) это далеко, как небо от земли.

07.06.2011 18:26:55

Думаю, что позиции участников обсуждания уже понятны и повторять их не имеет смысла.
Если нет понимания того, чем продукт отличается от проекта и чем вендор отличается от интегратора, то продолжение разговора становится бессмысленным.

Дмитрий Романов
07.06.2011 23:34:00

>Если нет понимания того, чем продукт отличается от проекта и чем вендор отличается от интегратора, то продолжение разговора становится бессмысленным.

Осталось только выяснить, у кого именно нет такого понимания...

07.06.2011 17:12:51

Александр, благодарю Вас за интересный вопрос.

Думаю, сначала мне надо уточнить, что в рамках исследования (текущей версии и более ранних) сравнивались тиражные программные продукты по критериям "количество завершённых проектов внедрения" и "количество АРМ". То есть деятельность компаний-участников (вендоров, разработчиков, интеграторов) рассматривается по остаточному принципу опять же в разрезе показателей по проектам и установленным рабочим местам. В этом состоит одно из ограничений применяемой методики.

Теперь непосредственно к вопросам.
Список участников исследования формируется на основе пула участников прошлых исследований рынка СЭД плюс добавляются новые участники. Основными критериями отбора являются подтверждённые завершённые проекты внедрения продукта в российских компаниях (с указанием внедрённого СЭД/ECM-функционала), а также наличие информации о продукте в открытых источниках в достаточном для проведения анализа объёмах. Последний критерий необходим в том случае, когда по разным причинам не удаётся получить информацию о продукте от вендора/интеграторов данного продукта. Например, в этот раз мне удалось связаться с представителями компании Терралинк, хотя они принимали участие в наших исследованиях ранее.

Что касается примерных оценок удельного веса доли сегмента тиражных СЭД/ECM-продуктов в совокупном рынке ECM/СЭД России, то, признаюсь, на текущий момент мне не хватает данных для ответа на этот вопрос. Дело в том, что пока не рассматривался сегмент ECM-платформ и решений на их основе, а также не были учтены заказные разработки. Кроме этого я не сильно ошибусь, если скажу, что и сегмент тиражных СЭД/ECM-продуктов рассмотрен нами только процентов на 85-90.

Вы правы, мы не анализируем деятельность перечисленных Вами компаний, но не потому что считаем их деятельность малозначимой для российского рынка. Первая причина - мы оцениваем рынок через призму продуктов (тиражных СЭД/ECM-продуктов), а не вендоров, либо интеграторов. Следует признать, что такой односторонний подход накладывает ограничения при попытке всестороннего рассмотрения рынка СЭД.

Кроме этого, перечисленные Вами компании специализируются на корпоративном сегменте рынка и предлагают своим клиентам полнофункциональные решения на основе ECM-платформ (EMC Documentum, SAPERION, LiveLink и др).
Мы планируем реализовать пилотное исследование, которое охватит отдельно корпоративный сегмент рынка СЭД/ECM и предлагаемые в рамках данного сегмента продукты. Хотел бы предложить Вам принять в нём участие в качестве независимого эксперта рынка.


07.06.2011 18:11:36

Спасибо, Никита, я хочу быть правильно понятым. Я отлично понимаю, что попытки анализировать закрытые (или, точнее, не стремящиеся к открытости) рынки - очень трудны и рискованы. У вас безусловно трудный хлеб.

Однако, требования логической состоятельности обойти невозможно, недостаток данных не может оправдать суммирование килограммов с километрами или не имеющие содержательного смысла разбиения и группировки ("холодного" с "зеленым").

"перечисленные Вами компании специализируются на корпоративном сегменте рынка" - а на каком сегменте рынка специализируется ЭОС? ПО для домашнего использования, ну ведь вы же не это хотели сказать? Давайте жить аккуратнее.

08.06.2011 12:35:27

Да, Вы правы, я имел в виду несколько иное. Уверен, что на каком рынке специализируется ЭОС лучше всего ответят сами представители ЭОС smile:)

Я хотел сказать, что среди заказчиков продуктов ЭОС есть помимо крупных компаний также немалое количество компаний малого и среднего бизнеса (с численностью персонала до 500 человек и менее 10 АРМ за проект).

У меня сложилось мнение (довольно давно слежу за дискуссиями не тему аналитики рынка СЭД), что непонимание изначально начинается на уровне выбора предмета исследования.

DSS Consulting в качестве предмета исследования российского рынка СЭД (уж так исторически сложилось) выбрала тиражные СЭД/ECM-продукты.
Александр, поправьте меня, если я ошибаюсь, Вы рассматриваете в качестве предмета исследования деятельность вендоров и интеграторов, присутствующих на рынке СЭД.

Не спорю, что выделение в одной работе нескольких предметов исследования существенно повышает её ценность, однако, в то же время, сильно увеличивает её объём и время, необходимое на её проведение.

Собственно, при смене предмета исследования неизбежно возникает вопрос, по каким критериям отбирать, например, интеграторов для участия в исследовании: финансовые результаты, количество успешно завершённых проектов, мультивендорность и иное.

Думаю, обсудить эти вопросы следует в рамках отдельной дискуссии (если у СЭД-сообщества будет на это время и желание). Со своей стороны я готов высказать свои мысли по данному вопросу.

07.06.2011 16:50:06

Вариант с анализом пресс-релизов представляется довольно рискованным. В этом случае отлеживается не столько деятельность компании, сколько ее PR-активность.

Например, мы видим повышение числа пресс-релизов на 10% (я привожу крайний случай). Но это может означать лишь то, что PR-службы повысили процент своих отчетов, не более того.

07.06.2011 17:16:14

Собственно, поэтому информация из открытых источников проходит дополнительную проверку на степень достоверности. В то же время, нередки случаи, когда пресс-релизов нет совсем, а сам продукт и его разработчик неплохо себя чувствуют smile8)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии