НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Мода или потребность?

Сергей Бушмелев
10.06.2011 19:09:53

Такого стремительного проникновения мобильных платформ в бизнес не наблюдалось с времен появления дешевой и доступной сотовой связи. Беспроводной интернет вкупе с действительными успехами инженерной мысли в области планшетных компьютеров и коммуникаторов наконец-то убедили нас в том, что все это не просто дорогие игрушки, а настоящие ежедневные помощники.
Разумеется, стремительный взлет интереса к мобильным платформам не остался незамеченным разработчиками ECM-решений, сейчас буквально каждый вендор хоть что-то готов предложить пользователям: либо мобильный веб-доступ, либо самостоятельное решение. И это все крайне удачно сочетается с живой потребностью в удаленном доступе, распределенной работе и даже увлечением «облаками».
При всем этом видно, что пока мобильные решения не способны (да и не призваны) полноценно взять на себя функцию полноценного клиентского места ECM-системы. Какая может быть полноценная работа с документом на устройстве, у которого клавиатуры-то нет? Максимум – посмотреть что-то удаленно, завизировать, оставить комментарий, принять/отправить задачу. Так мы вычеркиваем из круга пользователей рядовых участников документооборота, тех, кто документ создает, инициирует процессы согласования и в целом больше проводит время за обработкой контента.
С учетом всех обстоятельств возникает закономерная мысль: а есть ли потребность вообще? Сейчас это модная надстройка для руководства, это никак не самостоятельное явление. Когда спадет оверхайп, и все успокоятся – останется ли интерес к мобильным ECM-решениям? Будет ли ECM глобально развиваться в сторону мобильности?

Комментариев: 2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

12.06.2011 08:22:55

А в чем выражается проникновение мобильных платформ в бизнес? Пока мобильные штуки применяются в частном сегменте, а в корпоративном разве это есть?

И что понимается под "увелечением облаками"? О каких вендорах идет речь? Об аппаратных, софтверных? Западных, российских?

Что касается ECM.
О каком рынке идет речь - о мироом или российском?
То что глобально ECM развивается в сторону мобильности - это вполне очевидно. Также как и то, мобильность - это лишь одно из направлений развития (причем ИТ в целом) и не отменяет актуальности, скажем, традиционного ПК-доступа.

Или мы говорим про России?
Тогда я предгалагаю не "бросаться" словами и называть вещи своими именами. У нас нет рынка ECM (есть, но небольшой). У нас есть СЭД, а говоря точнее - автоматизации делопроизводства (САД). И никакая мобильность тут, по большому счету, просто не нужна.

Я уже не говорю о том, что САД не включает в состав своих задач вопросы создания документов. Потому мы и рекордсы смело называем документами, потому что с другого типа документы наши САД не имеют дела.

P.S. Сергей! Рад, что вы подключились в нашему блогу. Но мне, как модератору блога, нужно иметь с авторами емейл-контант, Связитесь со мной по почте, плз, - kolesov@pcweek.ru

14.06.2011 16:04:42

2000 г. - «Вот разбогатею – подключусь к Интернету»

2010 г. – «Вот разбогатею – отключусь от Интернета»

Из содержания вашего поста, Сергей, можно заключить, что вы мыслите потребности как что-то такое основательное и устойчивое, в противовес моде поверхностной и преходящей. Однако, это сегодня не совсем так, чтобы не сказать, совсем не так. Человек, прежде всего, социален. Над ним довлеют и настойчивая потребность следовать моде и множество потребностей внушенных модой и т.п. Собственно, такая классическая точка приложения индустрии моды, как одежда, отвечающая (по-простому) потребности человека прикрыть наготу (сегодняшняя модная одежда не всегда к этому даже и стремится), выполняет массу сложных социальных функций – обозначает, например, принадлежность к какой-то общественной группе или заявку на вступление в такую группу и много чего еще. Было бы наивным думать, что такое сравнительно позднее изобретение человечества, как корпоративное ПО, свободно от этих эффектов. Наоборот, оно к ним часто полностью сводится. Иными словами, никаких «органических» потребностей в ECM/СЭД системах нет (или, точнее, их невозможно отделить от потребностей «искусственных», индуцированных разговорами, early adopters, прессой и т.п.) Слово «социальный» решительно утвердилось в ИТ-тематике. Как вы думаете, за этим стоит потребность или мода?

В то же время, и потребности, и мода (что, как я сказал, разделить сложно) эволюционируют в неслучайном направлении. Переживаемая ныне почти всеми экономиками мира стагнация вызвана, не в последнюю очередь, исчерпанием некоторых важных ресурсов. Среди них – ограниченный период ежесуточной активности человека и ограниченная способность к восприятию человеком потока содержательной информации (пресловутый «взрыв мозга»). Революция гаджетов – это признание того, что традиционная программная индустрия уже больше ничего не может предложить клеркам формата 5d8h (5 days x 8 hours), а значит, исчерпала в этом формате свой потенциал роста. Клерки и так уже беспрерывно и по уши в компьютере. Наступает тотальная фаза bloody ocean, алого океана ( http://www.technoparktoday.com/blue-ocean-strategy/ ). Кто-то кого-то может потеснить на рынке, но общий рост потребления останавливается. Потреблялка переполнилась. Революция гаджетов – рассудочная попытка поднять новую технологическую волну и повторить революцию PC 30-летней давности, расширяя потребление ИТ на «неудобное» время (транспортное, пляжное, заседания, обед и т.п.). Задача индустрии моды – увеличить потребление. И вот индустрия соответствующей моды формирует привлекательный образ нового человека формата 7d24h. Гаджеты сродни снекам, они предназначены для жевания информации помимо регулярных завтрака, обеда и ужина. Сделай паузу – скушай iТвикс… Не приходится удивляться, что большая часть информации, потребляемой посредством гаджетов - junk info (по аналогии с junk food).

Суммируя сказанное, я бы не стал связывать виды разработчиков и интеграторов ECM/СЭД на содержательное развитие и экономический рост с гаджетами. Не потому, что это, якобы, мода, а не потребность (см. выше), а потому, что это, по-любому, будут объедки, а не полноценная пища. Конечно, хлопот у разработчиков прибавилось – возможность доступа к корпоративной информации из любого положения (сидя, лежа, в полете) стала для ECM/СЭД уже сейчас даже не правилом хорошего тона, а категорическим императивом. И разработчики этот вызов приняли (а куда им было деваться), но адекватная монетизация достижений на этой ниве, поиск удовлетворительных для всех моделей лицензирования и ценообразования – дело будущего, в настоящий момент, концептуально довольно туманного.

Лютый враг ИТ-потребления – сон. Этот загадочный пакетный процесс переработки, укладывания и забывания информации, требующий отключения от внешних источников оной. Он делает идеальный формат 7d24h практически недостижимым, заставляя остановиться на реалистической отметке где-то 6d18h. На мой взгляд, подлинные горизонты роста систем управления контентом могут таиться не в кликающей, а в фоновой зоне (зоне сна), где происходят фильтрация, забывание и другие, возможно, пока не открытые и не понятые до конца явления. Как говорится, следите за IBM.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии