Мне, по счастью, удалось избежать очень близкого знакомства в проблемой использования подобных ГОСТов в бытностью свою разработчком. Хотя все же некоторый опыт был.
[spoiler]Так вот и в мои "разработческие" времена (а это 70-90-е годы) подобные документы не были обязательными, а носили лишь рекомендательных характер. При этом я еще тогда четко понял, что если заказчик требует включение в ТЗ фразу, "документация должна быть представлены в составе и по форме с соответствии с ГОСТом", то это означало, что он (заказчик) подходит к проекту совершенно формально, ему совершенно все равно, что будет ему сдано в результате, и, скорее всего, как раз с таким клиентом особых проблем не будет, поскольку моим ПО, он и не будет пользоваться.
Я, конечно, немного утрирую, но по сути именно так. Такой фразой заказчик просто хотел сэкономить время на подготовку ТЗ, прикрыв при этом место, по которому ему могли дать, в случае чего, его начальники.
Если же заказчику действительно нужен был проект, то мы садились вместе и писали отдельно – что именно нужно сдавать. При этом пользовались и ГОСТами, выбирая оттуда, что нужно, не включая, что не нужно, расписывая детально и пр.
Но при этом, безусловно, стандарты – дело нужное. В качестве справочно-рекомендательных материалов – очень даже полезное.
Кто их должен разрабатывать? Конечно же, отрасль, сообщество. Если, конечно, сообщество есть и ощущает необходимость в стандартах. А если сообщества нет, то и стандарты, скорее всего, просто не нужны.
А вот применительно к комментарию Д.Менщикову можно было добавить - внутри у каждой компании-разработчика есть свои стандарты и процедуры (их глубина зависит от оценки целесообразности). Однако они применяются именно для внутренней деятельности, ТЗ же является постановкой задачи для этих процессов
Конечно, хорошо и правильно, если компания имеет свои (или адаптированные) внутренние стандарты.
Плохо, что на национальном уровне нет таких стандартов.
Вы, Андрей, сами пишете - "ГОСТы рассматривались как формальность, а приходилось договариваться о содержании с заказчиком". Уверяю Вас, сегодня все - то же самое, а ГОСТы еще менее актуальны.
Другой пример (из Вашего же блога) - документация на СМЭВ, которая опубликована, не дает понимания о том, как оно работает. Это происходит в том числе и потому что нет нормального национального стандарта на проектную документацию.
Пока этого нет - вся информатизация, в том числе и разработка государственных систем, будет происходить на кустарном уровне.
Но насколько нужны?
Какова цена вопроса?
Давайте поставим вопрос конкретно: кто их должен (может) делать и кто за эту работу будет платить?
Я ожидаю ответ - государство...
А я предлагаю исходить из простой предпосылки - нет такого понятия "государство".
Мне, например, не очень нравится асфальтовое покрытие у дома. И другим жильцам. Но попробуйте собрать деньги на ремонт...
Я слышу от СЭД-поставщиков, что не хватает исследования рынка. Я им предлагаю: соберите деньги, обяъвите тендер на проведение исследование... Разговор заканчивается на словах "соберите деньги", даже до конкретнуых сумм не доходит дела...
Вот и вся цена вопроса.