СЭДы разные нужны, СЭДы разные важны. Есть уже сотни тысяч людей, которые считают, что внедрили и используют в своей работе СЭД. Они уверены, что это именно СЭД (то, что у них есть) и что она им нужна. Как с этим быть? |
А как быть с тем, что еще 30 лет назад мы в нашей стране (подавляющее большинство) считали, что вот-вот наступит светлое будущее (коммунизм)?
Откзаться от иллюзий, переосмыслить реалиии...…
[spoiler]
Насколько я помню, термин СЭД появился лет 10 назад. А потом мы (года два назад) вдруг увидели, что мы занимались исключительно автоматизацией канцелярии, да и там речь шла лишь об учете бумажных документов.
Я утрирую, конечно, но по сути – именно так…
Для начала, я уверен, нам нужно отказать от использования термина СЭД как такового. Потому что, к сожалению, этот термин сильно скомпрометирован. Он слишом часто использовался и используется, как ширма, за которой скрывается не очень сильное содержание.
И перейти на конкретную предметную терминологию. Лучше всего – взяв за основу общепринятые международные представления и классификацию. И начать говорить на языке реалных задач. Автаматизаци делопроизводства, управление записями, электронные архивы, поддрежка управления проектами, и т.д.
Или определиться с тем, что СЭД – это система автоматизации организационно-распорядительного документооброта, официального делопроизводства и не пытаться представить еще еще чем-то.
Тогда будет хорошо понятно – кому такие системы нужны.
P.S. Мне лично, СЭД-решения, предлагаемые на рынке, не нужны. При том, что вся моя работа изначально строится на использовании ИТ, и я с бумажными документами уже несколько лет дела не имею. Вот какя штука получается: одни используют СЭД, но продолжают работать с бумагой, а другие – не используют, но работают без бумаги.
И много лет реализуют реальную модель мобильной работы "всегда и везде". Как вот и сейчас, когда пишу эти строки, очень далеко от офиса, в реальных полевых условиях…
Мне кажется, что термин "документооборот" означает движение документов, часто пишут "в организации", тоже совсем не обязательно, может быть и между организациями. При этом не указано каких именно документов: канцелярских (ОРД), финансовых, технических, по сути - любых.
Эта неопределеность понятия "документооборот" порождает еще большую неопределенность понятия СЭД, мы все привыкли к тому, что СЭД связывают с ОРД, но бывает, к СЭД относят и PLM, и клиент-банк и все, что угодно, связанное с электронным движением (обращением) любых документов. Раньше как-то использовалсмя термин АСДОУ, сейчас уже реже.
По поводу этой дискусии посетил сайт Гильдии управляющих документацией, Терминологический словарь по управлению электронными документами (http://www.gdm.ru/sert/termin_UDP.php), там такого понятия как "СЭД", вообще нет, про документооборот написано:
- ДОКУМЕНТООБОРОТ - Движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления (ГОСТ Р 51141-98).
- ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ (ЭДО) - Electronic records movement (circulation)- движение электронных документов в организации (учитывающее особенности представления документов в электронной форме, маршруты движения и специальные реквизиты электронных документов), с момента их создания (захвата) в СУЭОД до завершения исполнения, отправления или направления в дело.
Примечание 1. ЭДО является составной частью делопроизводства, включающего также оборот документов на бумажном носителе, их передачу, учет, регистрацию, хранение и контроль исполнения ([Силков С.В.]).
И, соответствено:
- СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ ОФИЦИАЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ (СУЭОД) - Electronic records management system (ERMS) - Система управления электронными официальными документами (Moreq2-2008).
Считаю что вполне востребованной может быть модель наведение порядка через автоматизацию.
Делали примерно так: В небольшой организации, где после введения среднего управленческого звено встала проблема управляемости, те или иные регламенты нарушались, а ставить на контроль и ходит ь проверять все не было возможности. Проблема большинства организаций - что не всегда ясно почему выходит плохой результат. В результате поставили JIRA и заставили все дела фиксировать через нее. В результате сотрудники начали тратить до 9% времени на жиру, но при этом исполняемость поручений взлетела, практически исчезли срывы по срокам и т.д.
Причины результата: В случае с "устным"(не через ПО) делопроизводством проблемой было то, что все действия по наведению дисциплины приводили в "ритуальному" действу, его "оптимизации"(до потери смысла) со временем и т.д. Медленно все разваливалось, а у начальства не хватало терпения за всем этим следить. В случае ПО, требовалось обязательное использование ПО. ПО не возможно "оптимизировать" со временем силами управляемых, также программа не позволяла отходить от алгоритма ПО. Человек мог или делать или нет, но он не мог сделать "почти". После преодоления сопротивления сотрудников, система заработала и ПО стало неотъемлемой частью системы. ПО использовали скорее как "закрепитель". Если все правильно сделать, то эффективность решения колоссальная!