НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Реалии ИТ-автоматизации. Работать стали больше

Андрей Колесов
13.03.2012 22:53:22

Сегодня по рассылке получил ссылку на очень любопытную переводную публикацию – "5 мифов о работе с информацией в 21 веке", автор - Роберт Хиллард (оригинальный текст – 5 myths about working with information in the 21st century.

В целом, я согласен почти во всем с автором, но все же появилось желание дополнить его размышления своими.

Итак,
Миф 1: В 21 веке все мы будем работать меньше, вот его начало:


Цитата
"В 1970–80-х многие авторы (например,Элвин Тоффлер в своей книге «Шок будущего») считали, что рост возможностей вычислительной техники, доступной бизнесу и правительству, позволит тратить меньше усилий,чтобы обеспечивать функционирование экономики и общества. Предрекали, что в 21 столетии нашей самой большой проблемой станет решение вопроса: на что же потратить столько свободного времени!"


На самом деле, многие из нас стали работать даже больше, чем раньше, и во многом – именно из-за ИТ.

У нас в России довольно часто ругают США, многие считают, что единственным продуктом, выпускаемым в этой стране, являются доллары, а сама страна живет за счет "ограбления" других народов. Правда, известно, что именно в США, кажется, самая высокая производительность труда. Возможно, в том числе, из-за очень высокого уровня использования ИТ (на США приходится около 40% мирового потребления ИТ). Казалось бы, -- отдыхай! Но нет, оказывается, что именно там самая высокая продолжительность рабочего времени, среди всех основных развитых стран.
Формально, она не очень велика (около 34 часов в неделю), но фактически, с учетом удаленно-мобильной работы продолжительность работы намного больше (средний отпуск – 2 недели).

Кстати, нужно сказать, что как раз в США, во многих моментах, не заменяют людей автоматами, особенно имея в виду актуальность прямого человеческого общения (например, при проверке пропусков на горнолыжные подъемники).

Вообще, нужно отдавать себе отчет, что удаленно-мобильная работа – это совсем не всегда благо для работника. Да, очень здорово, когда ты не привязан жестко к физическому рабочему месту, имеешь гибкий график, не тратишь время на дорогу… Но в то же время, у вас полностью стирается грань между работой, домашними делами и досугом. И часто это происходит именно за счет расширения именно деловой части времени.

Трудно назвать нормальной ситуацию, когда на зимнем отдыхе в горах, первым действием после возвращения с горы, порой, не снимая ботинок, в нарушение давних горнолыжных принципов, делается проверка электронной почты. Впрочем, иногда приходится делать это по дороге на гору (у точки бесплатного WiFi) или даже на самой горе…



В прошлом году, на майские праздники у меня было несколько вариантов досуга. Я решительно выбрал водный сплав на байдарках в Подмосковье. Это на сегодня остался единственный вариант для меня избавиться от компьютера и от Интернета хотя бы на три дня…

Комментариев: 20

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Daniel Kornev
14.03.2012 00:20:06

Ммм, не совсем соглашусь. Тоффлер утверждал, что основной работой станет работа с информацией, это действительно так (и я как раз об этом писал в своей статье о Post-PC world, но, как мне кажется, он не говорил о том, что мы станем меньше работать с информацией. С другой стороны, как раз мне кажется, что мы и испытываем проблему того, что люди стремятся меньше работать и больше развлекаться (к примеру, тренд IT consumerization). Что меня довольно таки огорчает.

14.03.2012 00:56:18

Цитата
Но в то же время, у вас полностью стирается грань между работой, домашними делами и досугом

Все как всегда: на каждый плюс всегда найдется свой минус. Электронку тоже стараюсь почаще просматривать. Но вот где сочувствую людям - так это праздное времяпрепровождение людей в соцсетях либо в онлайн-играх.
P. S. Фото зачетное smile:)

14.03.2012 07:47:03

Цитата
Возможно, в том числе, из-за очень высокого уровня использования ИТ (на США приходится около 40% мирового потребления ИТ).

Любое КПД начинается с высокого уровня управления, а управление удаленными работниками это верх мастерства. В большинстве российских организаций контроль заканчивается на наличие человека на рабочем месте. Все остальное бардак редкостный - потому любая автоматизация приводит чаще к еще большему бардаку. Работают обычно 10%, причем на них же обычно отрываются, считаю чудаками и т.д.
PS:Думаю, что если посчитать стоимость всего софта, который в стране пиратский, то мы переплюнем Америку....

Vladislav Artukov
14.03.2012 08:50:27

"Правда, известно, что именно в США, кажется, самая высокая производительность труда. "

Производительность труда - такой же... хм... гибкий термин, как и валовой национальный продукт.

Далеко ходить не будем - компания 1С показывает колоссальную производительно труда. Но за счет чего или за счет кого? Ответ очень простой - компания экспортирует издержки. На одного сотрудника 1С приходится 100 сотрудников "франчайзи", которые принимают на себя первую волну запросов технической поддержки, за копейки распространяют пакеты ИТС (существенная часть доходов 1С) и так далее.

Успех США базируется на том, что они (по крайней мере, пока) успешно экспортируют издержки.

Vladislav Artukov
14.03.2012 08:53:35

"порой, не снимая ботинок"

Вспомнился старый анекдот, который сейчас кажется мне немного печальным.

- Что ты делаешь, когда приходишь с тренировки?
- Прыгаю в постель к жене.
- А потом?
- Потом? Снимаю лыжи!

14.03.2012 10:11:01

Анекдотов и реальных случаев на этой тему - полно!
В посте я не решился привести один базисных принцицов г-л инструкторов ЦВТБ "Терскол", но тут можно: "Первую - не снимая ботинок!"
Вот недавняя запись по теме: http://akolesov-travel.blogspot.com/2012/03/blog-post.html

Vladislav Artukov
14.03.2012 08:57:52

"не заменяют людей автоматами, особенно имея в виду актуальность прямого человеческого общения"

Полагаю, они столкнулись с тем, что нужно чем-то занять людей, интеллектуально/физически неспособных делать сложную работу. Или совокупная стоимость владения "рабом" меньше, чем стоимость владения автоматизированной системой. Или оба фактора вместе.

Кондукторы в самарских трамваях - тоже самое.

Андрей Губанов
14.03.2012 10:06:07

Факт. Учреждение численностью 1200 человек. Расчет заработной платы (в 1992 году при ручном расчете, до внедрения средств автоматизации) производили 5 бухгалтеров, что уже само по себе много, но оправдывалось сложностью расчета. После установки компьютеров и соответствующего программного обеспечения добавили еще одного бухгалтера и закрепили за расчетной группой одного специалиста по ИТ.

Андрей
15.03.2012 09:03:35

Ну расчет заработной платы это вообще отдельная тема. Работал на предприятии, где существовал целый отдел в бухгалтерии, человек 15, вроде, сейчас точно не помню. Считали все в 1С. А у нас была ИТ-шница, которая потом проверяла все расчеты для работников нашего подразделения (около 50 человек) в Excel. И она бегала каждый месяц ругаться, что не правильно посчитали зарплату. И во всех случаях она оказывалась права. А все в том, что она имела неоконченное высшее экономическое и следила за законодательством. Вопрос: на кой черт нужна была бухгалтерия с 1С?
Кстати, да. С внедрением 1С численность бухгалтерии увеличилась на 30%. Специально считали выгоду внедрения.

15.03.2012 09:16:12

А что мешает отказаться от "1С" и перейти на Excel? Или отказаться от ЭВМ в принципе и вернуться к счЁтам?

Vladislav Artukov
16.03.2012 10:06:31

"А что мешает отказаться от "1С" и перейти на Excel? "

Мешает усложненность алгоритмов расчета ЗП, нестабильная внешняя среда.

О нестабильной внешней среде я уже упоминал - нестабильность регулярная, то есть создается умышленно со стороны государства. Которое, вроде бы, должно создавать стабильность.

Усложненность алгоритмов выглядит еще более странно, если посмотреть на размер средних зарплат (вне Москвы, разумеется).

Ирина Дружинина
19.03.2012 14:09:30

А я бы всех бухгалтеров и экономистов уволила и на их место приняла 1-2-х программистов, месяц дала бы на изучение дебитов-кредитов. И не было бы головной боли!
Проблема в дамах, которые боятся нажать лишние две кнопки. Недавно своему главбуху сделала сводную в Excel по договорам. Так она попросила меня еще и распечатать, поскольку это не ее работа, а работа программистов!)))) В течение нескольких месяцев приучала к тому, что ввод информации в "Барс" - это не работа программистов моего отдела! А зарплату у нас до сих пор приходит корректировать специалист из "Паруса".
С появлением информационных систем экономисты и бухгалтерия не могут разобраться, кто за что отвечает. У них идет война, а государство не может никак их развести. Думают, что это должен сделать руководитель. А тот сам, как правило, не представляет, чем отличается работа этих подразделений.

19.03.2012 15:13:09

Так, во многом, и шла автоматизация бухгалтерии в начале 90-х. Программисты стали дела ПО для бухгалтерии, но стало понятно, дамы-ветераны и не хотят и не могут работать с ПК. Тогда сами программисты стали бухгалтерами.

И в бухгалтеры пришло много других людей со стороны.

Это хорошо изветсная вещь: для внедрения новых средств нужны качественно новые кадры. Проще бывает старых уволить и нанять новых.

19.03.2012 15:13:11

Так, во многом, и шла автоматизация бухгалтерии в начале 90-х. Программисты стали дела ПО для бухгалтерии, но стало понятно, дамы-ветераны и не хотят и не могут работать с ПК. Тогда сами программисты стали бухгалтерами.

И в бухгалтеры пришло много других людей со стороны.

Это хорошо изветсная вещь: для внедрения новых средств нужны качественно новые кадры. Проще бывает старых уволить и нанять новых.

15.03.2012 10:49:29

Простите, но когда комментарии дошли до обсуждения темы автоматизации расчета зарплаты, повеяло "кухней" - разговорами дилетантов.
Во-первых, разница между расчетами в 1992 году и в 2012 такая же как между счетами и современным ПК. Такое уж законодательство в стране, в которой живем. И кардинальные изменения в нем продолжают происходить каждый божий день.
Во-вторых, профессионализм бухгалтеров за это время упал катастрофически. Все то же дурацкое законодательство требует их в таком количестве, сколько в принципе быть не может. Плюс набивший оскомину вопрос уровня образования - общего и специального. Бухгалтер должен учиться ежедневно, иначе мгновенно отстает.
В-третьих, не хватает IT внедренцев-профи, которые кроме инструментов должны в совершенстве знать и предмет автоматизации. Никто их не готовит, только компании типа упомянутых "франчайзи 1С" внутри себя.
А вообще реально один бухгалтер в нормально отлаженной сопровождаемой расчетной программе легко обслуживает 1500 человек и более, причем при 3-4 источниках финансирования (в медицине, например), всевозможных ночных-замещениях-совмещениях-классностях-северных коэффициентах и пр. и пр.
Кроме того, профессионалы-то знают, что в расчете зарплаты собственно зарплата - это далеко не все. Еще надо правильно разложить налоги-платежи-взносы.....
А Вы - exel...

Андрей
15.03.2012 13:05:36

На счет профессионализма я с вами согласен. Насмотрелся на бухгалтеров, которые знают только как тыкать опрежеленные кнопки в 1С, а почему и зачем даже не задумываются. Видел даже бухгалтеров, которые не знают что такое проводка.
Про excel... Наверное вы не знаете или забыли, что в некоторых организациях и фирмах выдают так называемые квитки, в которых прописаны все начисления и вычеты, которые учитываются при расчете заработной платы. Так что у той девочки IT-шницы все было учтено. И главное - она понимала что и зачем начисляется и вычитается. )))
А про ваш сарказм Андрей, о возвращении к счетам, могу сказать, что в свое время многие фирмы купили 1С только из-за сдачи отчетов в налоговые органы. Монополизм понимаете ли.

Если говорить про автоматизацию в целом, то могу сказать следующее. Ни разу не видел сокращение сотрудников занятых бизнес-процессом, который автоматизировали. Почему-то происходило увеличение. Связано, я думаю, это с тем что нужно автоматизировать не отдельные бизнес-процессы, а их совокупность. Т.е. выбрать для автоматизации те бизнес-процессы, которые завязаны друг на друга и мало взаимодействуют с другими, т.е. своеобразный "черный ящик", в котором для окружающих бизнес-процессов важны только входящие и исходящие данные. Что при этом будет происходить внутри - никого не должно волновать. Вот тогда получится сокращение сотрудников и ускорение бизнес-процессов. Иначе все это ерунда получается.

Максим
16.03.2012 00:26:18

Андрей, вы пишете « Т.е. выбрать для автоматизации те бизнес-процессы, которые завязаны друг на друга и мало взаимодействуют с другими, т.е. своеобразный "черный ящик"...». Приведите, пожалуйста, пару конкретных примеров.

Vladislav Artukov
16.03.2012 10:08:25

"Такое уж законодательство в стране, в которой живем. И кардинальные изменения в нем продолжают происходить каждый божий день."

Я, как дилетант в расчете ЗП - считаю бредом это законодательство и его изменения. И посвящать свою жизнь автоматизации бардака - это тоже не очень хорошо.

15.03.2012 13:18:58

Девочка IT-шница как раз из тех немногочисленных, к глубокому сожалению, профи, которые знают и инструмент, и предмет автоматизации.
Вообще самой главной бедой нашей считаю непрофессионализм на всех уровнях - от этих бухгалтеров до президента. Все при деле, а дела-то и нет.

Андрей
15.03.2012 13:36:46

Согласен полностью.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии