НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

При чем тут – электронные документы или неэлектронные?

Андрей Колесов
26.05.2012 18:25:09

На этой неделе Наталья Храмцовская на нашем форуме поведала такую историю:

Цитата
Арбитражная практика: За подписание контракта неуполномоченным лицом - в недобросовестные поставщики

Практика использования электронных документов в деловой деятельности высветила одно серьезное отличие от их бумажных собратьев: электронные документы часто не прощают малейших небрежностей, связанных с их подготовкой и применением. То, что в бумажном мире может вообще не иметь никаких последствий, в электронном - способно привести к крупным неприятностям.

На этот раз камнем преткновения стала ЭЦП уполномоченного лица , подписавшего государственный контракт со стороны с исполнителя. Дело было в том, что сертификат на открытый ключ ЭЦП был выдан тогда, когда данный руководитель занимал пост генерального директора общества, а подписал он контракт в тот момент, когда этот пост занимал уже другой человек.
Арбитражный суд Калужской области рассматривал дело №А23-2637/2011 в сентябре 2011 года.

В этом рассказе я не понял про "серьезное отличие электронных документов от бумажных собратиев" и про "То, что в бумажном мире может вообще не иметь никаких последствий, в электронном - способно привести к крупным неприятностям".

В данном случае имелся вольный или невольный подлог при подписании документа. Человек, будучи уже снятым с поста, подписал контракт, воспользовавшись доступом к "печати" организации. Так же, как, если бы печать в канцелярии валялась на столе, и ею мог пользоваться, кто захочет. Но при чем тут "электронный документ" и в чем, в данном случае, его "серьезное отличие"?

Так работает "первый отдел" компании, который, например, мог с таким же успехом при увольнении сотрудника забыть забрать у него пропуск на "режимный объект".

Другое дело, что внедрение ИТ, обычно, почти автоматически повысить порядок в работе. Точнее даже так: внедрение ИТ требует предварительного наведения порядка.

Помнится, с появлением первых ПК ("Электроника 60") руководство нашего НИИ поставило задача – "начать автоматизации бухгалтерии". Начать решили с перевода в компьютерный вид учета основных средств. И тут же мы столкнулись с резким противодействием со стороны бухгалтерии, которая тут же стала "катать бочки" на программиста. А причина была простой – учет этот велся так, что "не дай бог". Причем то, что сами бумажные карточки были составлены с разного ошибками и нарушениями – это еще было полбеды. Главное же – в ручных расчетах (сейчас точно не помню – каких-то налогов или амортизационных отчислений) было выявлено много ошибок, нестыковок. Подогнать баланс машинными методами не удавалось, подгоняли по столбцам – вылезало в строках и т.д.

Главбух тогда убедила директора, что "ЭВМ мешают работе бухгалтерии", и нам был дан приказ "отставить автоматизацию бухгалтерии и заняться учетом хоздоговорных работ". Но и там…

Комментариев: 6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

26.05.2012 20:23:14

Вообще-то эту историю, - куда более длинную, - я рассказала на своём блоге ( http://rusrim.blogspot.com/2012/05/blog-post_20.html ), а приведенные два абзаца были лишь анонсом... Но, как оказалось, и по ним можно сделать далеко идущие выводы smile;)

27.05.2012 10:38:16

Основной довод, что будь оформление контракта на бумаге, базируется на идее изготовления доверенности задним числом, что не позволило бы заказчику доказать неправомерность подписания. Однако ситуация для защитника данной идеи несколько хуже, чем представляется. Если знать порядок выдачи доверенностей, то такой идеи даже не возникло бы.

А именно, доверенности имеют сквозную нумерацию и факты их выдачи фиксируются в специальном журнале с весьма строгими атрибутами. Попытка выдачи фиктивной доверенности задним числом была бы несомненно установлена, и организация исполнителя дополнительно получила бы проблему в виде попытки подлога документов.

27.05.2012 13:14:36

Игорь Гайдышев писал: Попытка выдачи фиктивной доверенности задним числом была бы несомненно установлена

Блажен, кто верует smile:{}

А что, по Вашему мнению, помешает предпринимателю переписать, если нужно, хоть весь журнал? Угрызения совести? smile;)

Но вообще-то соль моего поста была не в этом, а в том, что в бумажном делопроизводстве проблема вообще не возникла бы - договор был бы спокойно подписан новым Генеральным!

27.05.2012 15:46:46

Прекрасно!
Вот Наталья сама и разоблачила миф о том, что "бумага - это надежнее и безопаснее"!
Отлично!

27.05.2012 17:14:26

Судя по тому, что вы написали в блоге, проблема с электронной подписью возникла из-за элементарной небрежности и бардака. Причем этот бардак скорее всего произошел из-за банальной неграмотности в области ЭЦП самого директора.

28.05.2012 12:08:34

По мотивам состоявшегося обсуждения написал пост-размышления: http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm/2954.php

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии