НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Что будет меняться на рынке СЭД в нынешнем году. 2.0

Андрей Колесов
15.08.2012 10:13:54

На предыдущую запись по теме получил развернутый комментарий от Александра Сапожникова, начал писать комментарий-ответ, но понял, что выхожу за рамки разумного объема, решил опубликовать в виде поста.

Речь там шла об ожидаемых переменах на рынке СЭД. Продолжаю...

Рынок - это понятие широкое. Для меня рынок - это в первую очередь покупатели, а потом уже продавцы. Спрос рождает управление, требования пользователей управляют формированием предложений. В этом плане поставщики - это лишь видимая верхушка айсберга.

Во-вторых, я там говорил в первую очередь же о госсекторе. А он - при всем при том - занимает не очень большую часть российского рынка, насколько я помню данные DSS - 20-25%

НО! Опять же - рынка, который считает DSS. "Рынок СЭД" и "рынок, которые считает DSS" - это совсем не одно и то же. И мы даже не знаем, как они соотносятся. Вполне вероятно, это 2:1.

Говоря о начале передела (именно о "начале") в госсекторе (!) я имею в виду выход из тени аффилированных госразрабтчиков (та же "Практика"), активизация Ростелекома. Продолжение экспансии "1С". И усиление активности западных поставщиков, с одной стороны MS, с другой - OpenText.

И вообще, существующие сегодня СЭД-решения (в который раз призываю разделять понятия СЭД, как ИТ-систему, работающую в организации, и СЭД-решение – инструмент, с помощью которой создается СЭД, причем – один из возможных инструментов), в моем представлении – это довольно странная штука. Уже далеко не СЭД, и очень далеко – не ECM. Какое-то странноватое образование. Что-то вроде "двухэтажного многоквартирного дома" – и не индивидуальный коттедж, и не современный многоэтажный дом.

Мне кажется, что рынок будет двигаться в сторону, с одной стороны, использования именно ECM-платформ (и прикладных решений на их базе), а с другой – появления узкоспециализированных решений, типа "управление канцелярией".

Чем это обернется сейчас для российских разработчиков (этот вопрос задавал Александр Сапожников) - трудно сказать. Дело в том, что он очень специфический, не очень рыночный, сильно защищенный от реальной конкуренции (особенно зарубежной). Поэтому он и развивается по не очень рыночным законам.

Изменение же долей уже начался. Для примера можно сравнить состав лидеров в отчетах DSS и IDC. Про DSS знаю немного, про IDC – только их пресс-релиз. Но как бы то ни было, все равно показательно…

Комментариев: 2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

15.08.2012 14:09:08

Цитата
появления узкоспециализированных решений, типа "управление канцелярией".


Такое умозаключение отстает от фактического положения лет на 15-16 (если кто помнит, "Дело 96").

В наши дни авторами отечественных ECM/СЭД-продуктов и их партнерами на базе "простых советских" платформ документооборота делается множество проектов автоматизации бизнес-процессов основной производственной деятельности учреждений (типа "утверждения страховых выплат" или "разрешения на выпуск ценных бумаг" и т.п.). Никакого отношения к канцелярии такие решения не имеют. Возможно, проекты такого типа и не превалируют, тут я еще, пожалуй, могу согласиться, но они уже никак не являются уникальными и к новинкам рынка их не отнесешь. Примеры не хочу здесь приводить, чтобы не превращать блог в завуалированную рекламную площадку.

Перемены на рынке бывают а) малыми шевелениями и б) кардинальными сдвигами.

Малые шевеления не ловятся нашими органами чувств, они происходят постоянно. Тут не о чем говорить (с горизонтом прогноза в 1 год). Кардинальные сдвиги ни с чем не спутаешь - когда Windows NT вытеснял NetWare или Windows Explorer сменял Netscape Navigator, дискуссии были неуместны, 2 года и все кончено. Разговоры о грядущем захвате рынка MS Share Point ведутся с 2004 года - это типичные малые шевеления. Open Text и его предшественники вполне уважаемо присутствуют на рынке с 1995 года (усилиями Terralink и не только), но прогнозировать заметный невооруженным глазом передел рынка в пользу OT именно в наступающем сезоне - смело и бездоказательно. Приливы и отливы OT на нашем рынке - тоже не более чем малые шевеления.

Еще раз хочу подчеркнуть - на рынке ECM/СЭД возможны большие перемены и даже катастрофы. Но они не проистекают от органической жизни покупателей или продавцов, а индуцированы внешними причинами весьма далекими от каких-либо ИТ.



15.08.2012 22:00:39

Забавное прочитал с кусочком по документообороту:
"Мы долго беседовали с владельцем компании (дело в Германии происходит летом 2012-го), задавая ему самые разные вопросы. Потом долго осматривали производство и по ходу, уже менеджеры и сотрудники компании отвечали на наши вопросы. Потом мы снова собрались в переговорной, и снова беседовали с владельцем.
И в какой-то момент он вдруг оживился, и у него загорелись глаза, и он сказал: «Вот! А сейчас я вам расскажу очень важную вещь! Мы годами тратили тонны бумаги на то, чтобы делать буклеты, листовки и каталоги компании. (Тут он точно назвал, сколько бумаги на это уходило в год, сколько стоила вся эта продукция по отдельности, и общую сумму на всю полиграфию). Так вот, знаете, что мы поняли?.. Все тоже самое – то есть, листовки, буклеты, каталог компании, можно сделать… на сайте! И тогда не надо тратить эти тонны бумаги, понимаете?.. То есть, можно сэкономить столько-то в евро!»
Тут немец очень оживился, и никак не мог понять, почему мы в удивлении застыли, а не задыхаемся от восторга вместе с ним…
А мы, из-за этого заявления, сделанного им в конце встречи, опоздали в следующую компанию... Наши туристы просто не поверили в то, что речь идет о том, что раньше они не знали, а теперь поняли, что в Интернете можно публиковать фотографии продукции… Они искали подвох J. Задавали разные вопросы, о том, что же он имеет в виду. Но светящийся немец, пребывая в полной уверенности, что сказал самое главное, что мы услышали за последние 5 лет жизни, убедил нас в том, что он имел ввиду именно то, что сказал J.
Что, оказывается, сайтом можно пользоваться в бизнесе…
Тогда мы еще удивились. А потом привыкли. В некоторых компаниях владельцы и сейчас не понимают, что такое сайт, и зачем вообще он нужен".

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии