НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

А может ли быть ECM без BPM?

Андрей Колесов
13.09.2012 22:59:16

На следующей неделе выйдет бумажный номер PC Week с тематический СЭД-ревью, на этот раз по теме "Выходя за горизонты СЭД". Как обычно этой будет несколько статей, в том числе обзор с использованием мнений экспертов – представителей разных СЭД-компаний. А на сайте статьи уже публикуются, пока еще только первые появились. Эти публикации дают основания для некоторых размышлений…

Начну с интервью с руководителем компании "Логика бизнеса 2.0" Марией Каменновой.

В начале года "АйТи" начала серьезную перестойку своего ECM/СЭД-бизнеса. О ее планах-намерениях у нас тогда были опубликована пара статей – Интеграция ECM и BPM, версия 2.0 и “Востребованность решений значительна сейчас и будет только возрастать”. Потом, спустя полгода, в июне, ЛБ2.0 провела конференцию, там был мой коллега Сергей Свинарев, вот его статья. Логика бизнеса: BPM+ECM

Кстати, на летней конференции IDC представила результаты своего маркетингового исследования ECM-настроений российских заказчиков, работы, выполненной по заказу "Логики...". А спустя пару недель IDC опубликовала пресс-релиз о результатах тоже ECM-исследования, но уже совсем другого – там определялись доли поставщиков на рынке. И спонсор исследования была совсем другой российский СЭД-поставщик…

Это все присказка, а сказка моя вот в чем. Все эти дела "АйТи – Логики Бизнеса" шла и продолжает идти под лозунгом ECM+BPM.

Что меня, надо сказать, несколько удивляло тогда, в начале года, и продолжает удивлять сейчас. В том плане – а разве можно вообще заниматься ECM (и тем более СЭД) без BPM? Ведь СЭД – это не что иное, как авторматизация документо-ориентированных бизнес-процессов, BPM там должно сидеть изначально.
А иначе тогда нам нужно будет говорить и что-то вроде СЭД+ИТ…

Т.е. в последнем интервью Марии Каменновой меня несколько удивил ее акцент на то, что "практика показала востребованность BPM в крупных ECM-проектах". Тут у меня встает сразу встречный вопрос: а как можно такие проекты делать без работы над бизнес-процессами?

И тут я начинаю понимать, что мои представления о реальной жизни не очень совпадают с этой жизнью…

Кстати, вот еще один любопытный момент: что первично в таких проектах – ECM или BPM? Обратите внимание: у меня в названии статей одна последовательность, а у Сергей Свинарева – иная.

По этому поводу я вспомнил "Двадцать лет спустя" (А.Дюма-отец), Там в конце д'Артаньян и Портос попадают в заключение, вроде бы в безвыходную ситуацию. Но, разумеется, выходят с полным успехом. А поиску выхода и самому выходу из затруднительного положения посвящены целые четыре главы.
Первые две (начало и продолжение) называться "Ум и сила" (разработка плана выхода на волю), а вторые две – "Сила и ум" (реализация плана)…

Комментариев: 8

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

14.09.2012 09:41:18

Если говорить о методологии, а не о ПО ... Можно тоже цитату? "На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать испанских партий. В остальных двенадцати черные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора. Если б Остап узнал, что он играет такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он крайне бы удивился".

Если говорить не о методологии, а о ПО, то да - ECM без BPM возможно.

14.09.2012 09:57:24

Цитату можно, а иногда - и нужно.
Но я не очень понял, к чему она, к какому месту моего текста?
А как можно говорить о ПО без методологии его применения?
И как может быть СЭД-ПО без использования в нем управления бизнес-процессами? СЭД - это изначально бизнес-процессы...

14.09.2012 11:40:31

По определению Gartner ECM — это стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов. ECM-системы состоят из приложений, которые могут взаимодействовать между собой, а также использоваться и продаваться самостоятельно.
Gartner определяет современные ECM-системы как реализующие следующие ключевые компоненты:

    Управление документами — экспорт/импорт, контроль версий, безопасность и службы библиотек для деловых документов.

    Управление образами документов (Document Imaging) — захват, преобразование и управление бумажными документами.

    Управление записями (или, в соответствии с последним переводом стандарта IEEE 15489 — ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, «управление документами») — долгосрочное архивирование,автоматизация политик хранения и соответствия нормам регулирующих органов, обеспечение соответствия законодательным и отраслевым нормам.

    Управление потоками работ (Workflow) — поддержка бизнес-процессов, передача контента по маршрутам, назначение рабочих задач и состояний, создание журналов аудита.

    Управление веб-контентом (WCM) — автоматизация роли веб-мастера, управление динамическим контентом и взаимодействием пользователей.

    Управление мультимедиаконтентом (DAM) — управление графическими, видео и аудиофайлами, различными маркетинговыми материалами, например, флеш-баннерами, рекламными роликами.

    Управление знаниями (Knowledge Management) — поддержка систем для накопления и доставки релевантной для бизнеса информации.

    Документо-ориентированное взаимодействие (Collaboration) — совместное использование документов пользователями и поддержка проектных команд.


На практике получается, что в реально работающую ECM-систему входит три и более модуля (См.выше).
По поводу BPM.
Сейчас модно процессное управление, поэтому управление бизнес-процессами используется довольно часто, но не всегда.

14.09.2012 15:05:11

На абстрактно поставленные вопросы невозможно дать разумные ответы. Но поставленный в заголовке вопрос – вовсе и не вопрос, а журналистская затравка для разговора, который может оказаться (а может и не оказаться) небесполезным. Это разговор о междисциплинарных проектах и проектах с заранее неопределенным инструментарием.

С равным основанием можно спросить – а может ли быть дифференциальное исчисление без теории вероятностей? Как учебные курсы безусловно могут, о чем и написала О.Подолина – ECM и BPM – это разные ИТ-дисциплины. Но практические задачи могут требовать для своего решения и того, и другого, и третьего, и четвертого. Природа не знает рационализированных схем, так инженерная задача может зацепить многочисленные разделы математики, физики, химии и много чего еще.

Я бы позволил себе немного транспонировать изначально абстрактный вопрос в пару других, на мой взгляд, более содержательных.

Ставит ли заказчик (перед проектантом) задачи, не схематизированные заранее под инструментарий готовой ИТ-дисциплины? Допустим – «мне нужно, чтобы себестоимость страхового договора не превышала X% от страховой премии». Такая постановка оставляет проектанта наедине со всеми этими ECM, BPM, BI и т.п. Делай что хочешь. Вот тебе бенчмарк и твори.

Готов ли проектант непредвзято (unbiased) рассмотреть проблему заказчика? Не секрет, что в любом виде деятельности гол оплачивается лучше, чем голевая передача. Способен ли ECM-консультант передать клиента BPM-коллеге на основании здравого смысла – клиент пришел с конкретным процессным вопросом, а я могу быть в этом не так силен. Надо понимать, что сегодня ECM и BPM-консультанты – это разные когорты (и, часто разные подразделения компании-интегратора) и собственно сила сделанного «Логикой бизнеса 2» хода заключается в попытке создать синтетический проектный опыт и многостаночную команду.

На термины я бы вообще не стал обращать внимание. М.Каменнова не станет без самой крайней необходимости употреблять слово «документооборот», равно как В.Баласанян не оперирует обычно идиомами ECM и BPM.

leonid
22.09.2012 10:05:55

Для практикующего внедренца ответ скорее всего один - не может.
Цель внедрения любой системы erp, crm, ecm, bpm - управление юридической структурой посредством учета. Если эту цель не преследовать,то да - ECM может существовать отдельно. Организация получает игрушку для менеджеров низшего звена. Для организаций, особенно крупных юридических структур, требуется:
Контроль выполнения заданий - BPM,
Учет делового контента - ECM,
Учет материалов - ERP,
Учет отношений с клиентами - CRM.
Выкидывайте любой из этих компонентов - и о полноценном управлении структурой можно забыть.
Другой вопрос - как внедрять и интегрировать эти компоненты между собой.
Например. ECM-системы предназначены для большого объема хранения и есть риск потерять документ в системе. Для контроля за обработкой входящей/исходящей документации необходимо на документ "поставить задание", т. е. определить порядок обработки документа, назначить ответственного, сроки и пр. Только в этом случае проверяющий способен осуществить полноценный объективный контроль за документом и, соответственно, управление. Вот вам и BPM.
Также, успех внедрения ECM зависит от энтузиазма высших руководящих лиц организации, а чего им на деловой контент смотреть. Вот если они в удобном интерфейсе могут самолично следить за процессом обработки этого контента, в любое время получать объективный отчет, да из любой точки мира, тогда - да, политическая воля гарантирована. Опять без системы заданий не обойтись.
Без связки ECM/BPM невозможна среда совместной работы. И много чего еще невозможно.

Простой вопрос тянет за собой ворох не простых ответов

22.09.2012 10:46:54

Я простых вопросов не задаю, простые закончились в начальной школе. Хотя нет, и с той поры осталось много до сих пор не решенных smile:)

leonid
22.09.2012 11:23:37

Скорее - простая формулировка. Действительно, в таком нервном, даже трепетном, вопросе как внедрение систем управления мелочей не бывает. По пониманию процесса мы даже не в начальной школе, наверное это - детский сад. smile;)

leonid
22.09.2012 11:03:39

И по второму вопросу, что первично.
Если подходить к вопросу со стороны принятия решения о внедрении, то полноценную ECM внедрить сложнее.. Необходимы хорошо оборудованные помещения, инфраструктура (сети, системы вентиляции, электроснабжения), дорогостоящее оборудование для обработки и хранения информации. На арендованных площадях такое вряд ли кто затеит. Требуется этаж на праве собственности, а еще лучше, дом. Требуется соответствующий персонал. Руководство должно в достаточной степени дорожить юридической структурой, чтобы обеспечить эту структуру дорогой и сложной системой, какой является ECM.
BPM в этом плане попроще.
По очередности внедрения - в моей практике компоненты ECM внедряются раньше.
Также, исходя из сложности разработки, особенностей "вживления" системы в структуру организации, скорее ECM/BPM, чем BPM/ECM.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии