НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Документооборот/ECM:

Блог

Дорожные документы, в том числе электронные. Давайте, разбираться!

Андрей Колесов
09.10.2012 09:33:30

Опять всплыла тема "электронных дорожных документов" – ее поднял в своем посте Сергей Свинарев ("Бумажка как психотерапевтическое приложение к электронному документу"]). Там он упомянул мой "опыт поездок", так что нужно ответит обязательно. Начал писать там комментарий, но стало получаться длинно, поэтому решил опубликовать тут в отдельном посте.

Вообще-то, мы летом (по мотивам "каникулярных" поездок) уже обсуждали довольно подробно эти вопросы. И сейчас имеет смысл подытожить основные тезисы.

1. Давайте четко различать понятия "билет" (неважно, какой – бумажный и или электронный) и документ, которые подтверждает наличие вашей сделки по покупке билета (в данном случае в виде полученного письма-подтверждения). Билет – это то, на основе чего авиакомпания допускает вас в самолет для перелет. Письмо же лишь содержит ссылку на билет (в электронном базе данных авиакомпании) и выписку с нужной вам справочной информации о вашем путешествии.

Сергей Свинарев пишет:

Цитата
"авиакомпания нередко сообщает, что для того, чтобы воспользоваться им, достаточно предъявить паспорт. Тем не менее, все мы (ну кроме, может быть Андрея Колесова ), на всякий случай, берем с собой распечатку с номерами всех рейсов, кодами бронирования и т.д. И не зря!"


Тут я должен внести ясность: я действительно не беру распечаки присланных мне по почте документов (в том числе письма о билетах). Но я беру сами документы! В электронном виде – в виде файлов, записанных на дорожном нетбуке и на отдельной флешке (резервная копия, которой можно воспользоваться, есть мое устройство не будет работать).
И в случае проблем я смогу воспользоваться всеми этими документами точно также, как и бумажными их аналогами. Более того, электронные лучше, так как содержат ссылки на записи в базах данных, где гранится собственно билет.

2. Более интересен описанные случай с покупкой Camera Connection Kit в Apple- супермаркете.

После чего продавец попросил расписаться стилусом на экране, отдал мне переходник и сказал, что чек я получу по электронной почте.

Как быть в случае конфликта тут? Если охранник на выходе потребует предъявить чек на купленный товар? Как доказать, что вы именно купили, а не "стырили"?

Очень просто!
Достать свой "мобильный прибор" и прочитать почту – там уже пришел ваш чек.
Наверняка, каз уж продавцы расхаживают по залу с продающимися приборами, то и охранника есть такой же доступ к проверке проведенных транзакций (покупок). Он там сразу увидит вашу операцию.
Если уже дойдет дело до разбирательства, то у вас есть кредитка (по которой была оплата), где также зафиксирована ваша транзакция.

Тут мне скажут: и все же наличие "бумажки" все же лучше, надежнее…
Нет, нет и нет!
Почему я не беру с собой бумажные документы-распечатки? По очень простой причине – они у меня постоянно теряются (разпечатывал, но забывал дома) или я них не могу быстро найти. То же самое с чеками – куда-то сунул, а куда, в нужный момент, найти не могу.

А в случае с электронными таких проблем не возникает: все лежит в нетбуке или в почтовом ящике. И даже если забуду дома или

P.S. Кстати, я сейчас как раз тоже в поездке-командировке. Все – на нетбуке. И на флешке.
Так намного надежней и спокойней

Комментариев: 5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

09.10.2012 12:49:27

Андрей, я и писал о психотерапевтическом назначении бумажки, а не о том, можно ли обойтись без нее. В этом смысле показать менеджеру читаемую распечатку - это совсем не то, что продемонстрировать флэшку. Куда он ее будет вставлять? Сколько на это уйдет времени (а его в таких обстоятельствах всегда крайне мало)? Кстати, сейчас специально посмотрел присланный мне в свое время eTicket Receipt. Это самый обычный pdf-файл, никаких URL-ссылок на записи в базе данных в нем нет. При известной сноровке подобный документ можно изготовить самостоятельно, т.е. сам по себе он столь же юридически значим, как и моя распечатка (только весит вместе с ноутбуком килограмма полтора).

В случае с магазином Apple, "достать свой мобильный прибор" (если, конечно мы с вами имеем в виду одно и то же) не всегда так уж просто. Не все ходят по магазинам с ноутбуком подмышкой, не все пользуются смартфонами (а если и пользуются, то отключают роуминг, чтобы не платить за него больше стоимости предполагаемой покупки) и т.д. Иными словами, чтобы электронный документ стал таким же удобным, как бумажка, вся инфраструктура беспроводного доступа к нему должна стать более удобной, дешевой и повсеместно доступной. Мне так кажется.

09.10.2012 14:04:18

1. Ровно 15 минут назад у меня была ровно подобная ситуация. Закончилось пленарное заседание и нужно было идти на пресс-конференцию (дело на VMworld http://www.pcweek.ru/ecm/blog/mobile/3712.php). Никто из местной обслуги не знал, где она проходит. Достал нетбук, открыл нужный файл, показал номер зала, мне объяснили куда идти.

Нетбук - это вчерашний день. Если бы у меня был простейший, но современный телефон (даже не смартфон), то это наняло бы полминуты, быстрее, чем искать бумагу.

Бумажная распечатка - в отличие от электронного файла - никакой юридической значимости не имеет. Ее может сделать и распечатать каждый. А файл с электронным письмом - другое дело, там много аттрибутов, которые подделать крайне сложно.

Что касается распечаткиPDF, то это - исключительно проблема пользователя (в данном случае, вами) с турагентством. Если бы вы заказывали белт сами, то вам бы пришло письмо со ссылкой на базе даннных, а в приложении к нему - DPF. Вам же ваше турагентство переслало только приложение ,а само письмо - не прислало. А как раз ссылка - это важная юридически значимая деталь.

Что касается Apple-магазина, то я уверен, что там вообще проблем нет. Любой менеджер и охранник (никогда их там не видел) снабжены собственными мобильными штуками, и сами в момент проверят легальность вашего товара.

Vladislav Artukov
11.10.2012 12:47:38

С бумажными документами вида "кассовый чек" есть ещё одна неприятность - большинство чеков печается на термопринтере.

С одной стороны, по закону мы должны хранить такие документы три года, но что делать, если он выцветает частично или полностью через месяц?

22.10.2012 14:00:56

Владислав, я как-то интересовался этой ситуацией. Копия чека, возможно, не имеет той же юридической силы, какую имеет непосредственно сам чек, однако эта копия может ссылаться на соответствующий чек на контрольной ленте ККМ, которая хранится пять лет (потенциально дольше, чем вы будете хранить больше половины своих чеков). Лично мой взгляд такой: чек и копия чека, с точки зрения здравого смысла, равны. Этот вывод я сделал, когда увидел в свободной продаже принтер, который принимает на вход любой документ Word, и печатает на термобумаге (чековой ленте стандартной ширины) содержимое этого документа. То есть, фактически, будь то чек или копия чека, — с небольшой разницей в усилиях их можно воспроизвести многократно (и даже подделать). Поэтому довольно странно было бы считать юридически значимым даже и сам чек.

Я задал этот вопрос коллеге — он сообщил, что оригинал чека является юридически значимым, но область его использования не так широка, чтобы волноваться о его сохранности, если есть, например, гарантийный талон. Существуют операции, при которых гарантийного талона не возникает, но чек всё же выдаётся (оплата услуг в терминале Qiwi, например), — как быть в таких случаях с трёхгодичным хранением чека, не могу сказать, к сожалению.

Vladislav Artukov
22.10.2012 14:03:47

Чек очень полезен тем, что прямо идентифицирует продавца.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии